Версия для печати

Гуленко В. В. Часы социона. Энергодинамика квадр и колец заказа

Часы социона.
Энергодинамика квадр и колец заказа

Расшифровка записи доклада сделанного В. В. Гуленко на XXV международной конференции по соционике 21 сентября 2009 года. Расшифровка Анастасии Галицкой.
В слегка отредактированной и сокращенной форме доклад был опубликован в 2-м номере Журнала НСО за 2010 год.

Текст доклада

В своём предыдущем докладе я рассматривал самый нижний соционический уровень – функциональный. Сейчас я совершаю прыжок в противоположную сторону, и мы затронем социон в целом. Но если смотреть с высоты, мы не видим подробностей. Поэтому нам придётся такую «экскурсию» совершить в быстром темпе. И переходить с общесоционического глобального уровня на уровень групп социона, на уровень отдельных типов и только чуть-чуть будем касаться уровня отдельных функций. И моя задача состоит в том, чтобы показать социон во всех сложных взаимосвязях, существующих между этими уровнями. И кроме того – это всё  с точки зрения динамики: как оно работает, как одно сменяет другое. Такие глобальные интересные вопросы буду затрагивать в своё докладе, как вопросы жизни и смерти, потому что время всегда связано с такими вещами – рождение, смерть и т.п. Жизнь и смерть, но не социона в целом; а вот отдельная квадра: она рождается, живёт, потом умирает. Я имею в виду не физическую смерть носителей типа, а работу психика, которая тоже проходит в своём развитии ряд закономерных этапов. Будем рассматривать энергоинформационную жизнь сложных систем коммуникативного характера. При беглом, неквалифицированном взгляде, кажется, что это хаотическая жизнь: хаотически появляются какие-то деятели; вдруг, как по мановению волшебно палочки, меняется ход истории, включаются какие-то новые механизмы, новый общественный строй и т.п. В действительности, конечно, это не так. Здесь есть своя внутренняя логика, свой внутренний ритм развития сложных коммуникативных систем, которые я буду в своём докладе называть «часы социона». Вот с этим мы и познакомимся подробнее.

Прежде чем перейти к рассмотрению, должен Вам сказать, что социон как единое целое, если его так рассматривать, это нечто очень расплывчатое. Когда вы начинаете изучать его подробно, всё равно социон начинает делиться на части, на группы типов, на подсистемы. У нас нет пока реальных механизмов изучение социона в целом. Хотя многие, наверное, пытались, действующие соционики-практики, и я пытался собирать социон, проводить эксперименты с соционом в целом, но это всего лишь первые шаги и серьёзным его считать нельзя.

Как показывает опыт (мне и другим, которые пытались этот вопрос поставить), что социон всегда многолик: он поворачивается то одной, то другой своей стороной. Мне кажется, что два основных взгляда, две развёртки социона (я условно называю их «первая и вторая организации социона»), они зависят вот отчего: от места, где находится наблюдатель. Одно дело, если вы находитесь внутри социона: вы видите то, что я называю первой организацией социона. В этом соционе вы находитесь, вы сами участник этой системы. Вы видите что: ни квадр, ни колец вы не видите. Вы видите темпераменты в первую очередь: один энергичный, другой спокойный, один активно обсуждает, а другой отсиживается – вот это вы хорошо видите, это связано с понятием темперамента. И вы видите установку на вид деятельности. Одного интересует, допустим, обучение, другой требует «давайте практически применять, давайте систему, структуру построим, я там буду директором этой структуры» и т.п.  Т.е. мы видим установку на вид деятельности. А кого-то интересует чистая наука больше, он витает в этих соционических облаках, так ведь? То есть, мы видим установку. Причём эти ведь две подсистемы социона – темпераменты и установки, открыты не Аушрой (соционика только их обосновала), открыты психологами, которые давно знают, что есть темперамент (энергетическая характеристика человека) и давно занимаются профориентацией, давно имеют большую батарею различных тестов на выявление способностей, вот где человек лучше свои задатки и темперамент может проявить. Они работают всегда совместно. Вот это я называю первой организацией социона, проявляется, как видите, на близкой дистанции, на физической и психологической дистанции, как мы называем эту точку зрения в нашей школе. Но есть и далёкая дистанция. Аушре удалось выйти за пределы социона, за эти свои узкие границы и взглянуть «с высоты птичьего полёта» или «из другого социона», условно выражаясь. Или создать такую ситуацию, когда человек находится одновременно и в системе, и вне системы. Не знаю, как это у неё получилось, но мы допустим, что это возможно иногда, в некоторых случаях, такие нелокальные проявления. Но в любом случае есть вторая организация социона; она видится только издали. Я называю её второй, не по приоритету, а по времени открытия. Первая известна давно, ещё со времени античности многое было понятно. А второе – это, возможно, главное, в рассмотрении системы в развитии её, в динамике даже на крупных исторических эпохах – это открытие чисто Аушры. Это квадры и кольца. Причём какие кольца – это надо поставить вопрос. Здесь тоже есть много скрытых противоречий, это не тема моего доклада, потому что есть кольца заказа и кольца ревизии. Значит, здесь я усматриваю небольшое противоречие: когда мы берём модель А, открытую Аушрой, мы рассматриваем работу функций с точки зрения колец ревизии. По сути дела, модель А – это два кольца ревизии. Но когда Аушра в своих же работах рассматривает динамику социона в целом, она обращается не к ревизии, а к заказу. Почему так? Я специально упомянул этот факт как очень важный, но решение его – в будущем. Хочу сказать, что просто мы пользуемся другой моделью, моделью, которая работает с заказом, а не с ревизией. И этим она сильно отличается от модели А. Поэтому здесь кольца будут расшифровываться как кольца заказа. Но тут надо отдать справедливость Аушре: угадана эта система тоже ею, хотя она потом всё равно отдала приоритет информационному, ревизному подходу, но кольца заказа, как более динамичные, более близкие к энергетике, лучше передают и отражают развитие социона как единого организма во времени. Итак, мы будем сейчас смотреть на социон с далёкой дистанции. Мы будем опускаться всё глубже и глубже, но всё же не будем доходить до уровня отдельной функции, а базовым для нас будет уровень групп.

В единой соционике мы имеем не одни часы, не один таймер, а целых два; это связано с тем, что есть два ритма, два разных способа течения времени, так называемое левое и правое вращение, и там время течёт, увы, в противоположные стороны. Рассматривается это по-другому.

Итак, внутренний таймер социона. Вообще, движение вперёд, это с одной стороны, старение, неизбежный процесс растраты энергии, как человек с течением жизни дряхлеет, теряет энергетику свою, а когда он молод и здоров, ему кажется, что всё по плечу, и он не думает о том, что надо что-то изучать; как говорится, сила есть – ума не надо. И потом человек становится мудрым, старым, опытным и информационно насыщенным, но уже здоровье не то, динамика не та и т.п. Вот это и есть динамика времени – и энергетического, и информационного. Видите, эти процессы обратны. Я, выступая, неоднократно обращал внимание: с процессами энергетики связана такие полярности, такие признаки, как экстраверсия/интроверсия в первую очередь – это главное. Экстраверт – энергетическое начало, интроверт – информационное начало; энергоэкономные типы это интровертные и энергозатратные это экстраверты. Если экстраверт в жизни не реализовался, если не набегался, не потратил большое количество энергии, а где-то сидел, это для него не жизнь. Вы понимаете, что я имею в виду. Вот почему такая привязка. Получается, что если мы смотрим на социон диалектически (на всё в соционе мы можем смотреть дуально, двояка, диалектически), то энергетическая часть – это экстраверсия, информационная – интроверсия. Это только первая полярность. Есть и вторая, которая сильно влияет: это левое и правое. Оказывается, здесь тоже по-разному ориентация происходит: на информационное накопления ориентирован правый соцпрогресс, прогресс Искателя, интуитивно-логическое движение, и в обратную сторону – это ориентация на энергетическое накопление больше. Хотя, безусловно, я не устаю повторять: присутствуют оба процесса. Но, как всегда в соционике, речь идёт о приоритете одного из двух начал. Так что вот это обязательно нужно учитывать. Я с этим работал неоднократно и проводил много экспериментов, выступал с этим на прошлой конференции (о кольцах заказа: как они выглядят, как работают, какие эксперименты я проводил). Сейчас просто напомню об этом. Итак, появляется такой энергетический ритм внутри сложноорганизованной системы, как максимум энергии, оптимум энергии, минимум энергии и пессимум энергии. Именно энергопессимум – это самое непонятное, самое сложное, и на миссии типов, которые несут энергопессимум, на их ключевой роли, которая обычно называется в теории хаоса, в теории самоорганизации бифуркацией (выбор пути, развитие в критических точках) оказывается только один из четырёх типов в группе, имеет наибольшую силу переключить динамику развития либо в ту, либо в другую сторону. Итак, информационное время (Т1 условно назовём) – это Критик, интуитивно-логический интроверт. Критик лучше всех чувствует, как течёт информационное время, а как бьётся энергетический пульс (чем занимаюсь я в частности) лучше всех чувствует Аналитик. Обратите внимание: по модели А у Аналитика в блоке Эго нет интуиции времени, но в модели энергетической эти два типа близки очень по миссии, и если просто Критик это Т – L, это сначала интуиция времени, а потом структурирование этого времени, то у Аналитика всё с точностью до наоборот, как будто меняется левая/правая рука. То есть, сначала структура, а потом время. Структурированное время. Вы посмотрите, как это происходит, на примере социона в целом. Значит, устройство часов социона – это больше для привлечения внимания. Вы сами понимаете, что это образ, который как я считаю, если вы занимаетесь гуманитарной соционикой или у вас гуманитарное образование, вы понимаете, что сухая, логическая, чисто словесная информация – она хорошая, правильная. Но людям ведь надо вторую часть, то, что их как-то эмоционально заденет, энергетическую часть. Поэтому вот смотрите: часы социона, условно говоря, имеют на циферблате 16 делений, а не 12. Когда-нибудь, я думаю, такие часы будут изобретены. Аналитик, как тип, допустим, на примере Канта можно представить: известно про Канта, что он был как ходячие часы. Он всегда с точностью до минуты, в одно и то же время появлялся на своей прогулке, бродя по Кёнигсбергу, по мостам этого города, и по нему можно было сверять часы. Вот чувствовал этот энергетический пульс, знал, когда прибавить шаг, когда наоборот, более спокойно идти, что в другую отправную точку прибыть.

Совсем другое время чувствует Критик, как вы понимаете. Он никуда не бежит, никуда не торопится. Это не линейно время, это больше время философа, который думает, что за временем никогда не угонишься, всё течёт, всё изменяется, пока ты что-то делаешь, пароход уже пришёл. Лучше дождаться, когда он придёт назад, а ты уже сидишь и ждёшь его на берегу.  Вот в таком духе. Это совсем два разных стиля времени. Ну, вы поняли, что в соционе в целом преобладает не время Аналитика, потому что в крупном масштабе всегда имеет приоритет правое кольцо. В больших группах всегда лидируют и задают свой темп времени правые типы. А вот в малых группах всё наоборот: время более «дёрганное», более энергетическое, его можно подхлестнуть, остановить; время, которое изменяет Аналитик – это таймер левого энергетического кольца. Ну а теперь что мы сделаем: перейдём конкретно к рассмотрению того, как течёт время в квадрах, в каждой квадре. Общий ритм, четверичный ритм. Вы понимаете, что в соционике ритм квадр – это чуть ли не банально, все понимают этот ритм. Но учтите, что этот ритм информационный, это ритм «большой». А как же квадра сменяет квадру? Для этого нужно потратить энергию, приложить силу, т.е. нужен некий тип, который переключил бы, сказал «всё, уходите», пусть следующая квадра это делает. А ведь никто добровольно не уйдёт. Как же это происходит? Здесь роль этого ключевого, четвёртого типа. Обо всё я рассказывать не могу. Я  просто приведу вам примеры, в образной форме расписана программа жизни и смерти для каждого типа в квадре. Ну и внизу вклад каждого типа на социальном уровне. Сейчас мы рассматриваем больше социальный, а не психологический уровень. Давайте пройдём по вкладу каждого типа в первой квадре. Итак, лидер первой квадры это Искатель – «находки, изобретения». Дальше, внедритель квадры: кто находки эти распространит, кто привлечёт людей. Это тип Энтузиаст. Это единственный сенсорик, который может не прагматично, часто бесплатно или полубесплатно, как позволяет ему состояние, идти вовлекать во что-то новое. Единственный из сенсориков, кто это может делать долго. Он тоже не хочет, но всё-таки это делает. На одном энтузиазме. Появляются социальные сети, тусовки и т.п., где естественно происходит не только обмен информационный, но и энергетический обмен, то есть, люди общаются, делятся эмоциями, тут же что-то продают/покупают (правда, мелкое), то есть, происходит полноценная социальная жизнь. Энтузиаст в эти абстрактные идеи жизнь может вдохнуть. Это внедритель квадры. Дальше – стабилизатор квадры. Система становится неуправляемой, есть внутри каждой квадры тип, который несёт стабилизацию – наиболее эволюционный, наиболее плавный тип в каждой квадре. Здесь эта миссия, это вклад принадлежит Посреднику, который называется так, потому что всегда знает, где есть золотая середина. Как не перегнуть палку ни в ту, ни в другую сторону. Вот сейчас в соционике не решается миссия Посредника, потому что они исчезли, перестали выполнять свою миссию. Социальные сети, тусовки – их же много очень. Это соционическая сеть покрыла СНГ, но нет единства, нет комфорта, вот получается, не выполняется эта миссия стабилизатора квадры, получается, мы здесь застряли. Просто такой вывод, если применить к соционике. Но когда-то это произойдёт, и вступит в действие корректор квадры. А корректор квадры – это Аналитик. Его миссия – реорганизация и отладка. Потому что посмотрите на Искателя: любопытство, изобретения, попытки внедрить… Раз – разочарование. Включаешь – не работает. Вот на этом заканчивается психологический цикл Искателя. То есть, максимум он может сделать опытный образец. Кто должен довести этот механизм, как часы, чтоб работал? Только Аналитик. Никто другой не сделает этого, не превратит в рабочий механизм. Там уже ждёт вторая квадра – она не будет работать с опытным образцом. Ей нужно, чтобы уже был хороший механизм. Иначе она не подключится. Но Аналитик не может выполнить эту миссию, пока не выполнена предыдущая. Хотя в жизни всё бывает, но мы берём большую группу – так оно должно произойти: организация и отладка. У каждого есть свои ступени: энергооптимума, максимума, стабилизации, пессимума. Вот смотрите: у Энтузиаста радушия очень много. Потом познакомился с вами – хорошие эмоции, заботится. Потом начинается беготня, вы уже не знаете, куда деваться. И потом недооценка, уже не ценят его, хотят выгнать. Потом начинается заново. Вот так происходит психологическое рождение и смерть много раз внутри каждого носителя типа. Смотрим на Посредника: удовольствия, расслабление – потом затухание. Замыкается в себе почему-то. «Мне/моим хорошо, остальное уже мало волнует». Просто призывы жить дружно заканчиваются на информации.

1: Почему отвергают? <неразборчиво>

Гуленко: По разным причинам. Но вот это оказывается неизбежно, так тикают часы, понимаете? Это означает, что почему-то это не работает. Потом Аналитик. Аналитик: схематизм, сделает схему, потом запланирует, но он дистантный тип. На дистанции его вытесняют.  И заканчивается вытеснением. То есть Аналитиком пользуются (ну, как и любым типом кто-то пользуется) и уходит, а Аналитик, так как это связано с силовой сенсорикой и деловой логикой – наиболее слабыми функциями этого типа, он потом ничего делового, прагматического на этом не получает. Тогда уже подключается следующая квадра. Получается, вот эта точка бифуркации — на Аналитике. В любой квадре есть четвёртый тип как четвёртая функция. Он и есть эта бифуркация. Он решает: конец квадре или ещё надо пожить. Вы знаете, что хотите подорвать мост. Ищете уязвимую точку, куда подложить немного взрывчатки, если взорвётся, мост рухнет полностью. В другое место положите в 10 раз больше, а мост устоит. Вот эта точка. Он есть тот, кто решает, жить квадре дальше или нет. Ну, это на первой квадре. Давайте на второй посмотрим. Там есть тоже такой тип. Я называю это «связник» — тот, кто связывает квадры. Или полувключённый участник. Во время эксперимента это хорошо видно – кто полувключённый в каждой квадре, в каждой малой группе.

Посмотрите ещё на жизнь и смерть квадры бета. Как она хорошо начинается и к чему она приходит. Всё течёт, всё изменяется, и одно и то же ждёт каждого из нас: минимум энергии – мы умираем, энергия уходит. И максимум информации: после нас остаётся какая-то информация и она дальше работает.

Смотрите: с Наставника начинается. Наиболее революционный тип. Это бунтарство. Наставник несёт с собой бунтарство. Он учит, требует старое прекратить, новое начать. Он тот, который владеет наибольшей энергией. Наиболее революционный тип в соционе – бунтарь от рождения. Потом его бунтарство переходит в одержимость. Бунтует против старого (какой-то старой системы, как обычно), но потом это в одержимость переходит, он начинает буквально фанатеть от этого. Потом строит организацию, обратите внимание: строит организацию в квадре не Инспектор, как некоторые думают. У него нет энергии просто на первом этапе это делать. Строит Наставник. Организацию после себя оставляет. Но потом он сгорает. Выбросив остатки своей энергии, он сгорает: либо заболевает, либо с ума сходит, либо ещё что-то. Разрушение какое-то. Причём это тем быстрее происходит, чем выше мощность типа. Есть такое понятие, как энергетическая мощность типа. То есть, чем быстрее эти часы идут внутри, тем быстрее он это делает. Причём оно много раз прокручивается – получается, что выполняет свою миссию, а дальше с ним как с человеком, конечно, что-то происходит, но социону он уже не нужен. Включается следующий тип.

2: «Что сделаю я для людей?» — крикнул Данко.

Гуленко: Вот совершенно верно. Он сгорает. Но не надо понимать это слишком буквально, потому что сейчас речь идёт о чистых типах. Я не раз обращал ваше внимание на то, что когда мы вблизи смотрим, это размывается, а мы видим, кто более активный, кто менее активный, у кого лучше связи, у кого хуже. Кто проник в административную систему (управленческая установка), а кто остался среди гуманитариев. Вот это там работает. Но давайте дальше. Внедритель квадры пришёл, Наставник как бы «сгорел», поставил всех на уши, «закрутил», эмоциями загрузил…

3: Он «сгорел» в том смысле, что его выставили?

Гуленко: Разными способами, но, в частности, они «сгорают» физически. Я имею в виду, что когда они чувствуют, что у них нет сил будоражить людей, то находят себе способ уйти из жизни.

Дальше: внедритель квадры. Внедряет Маршал, потом что это организатор, силовой сенсорик, не эмоциями он прёт, а ресурсами, то есть, он находит ресурсы под это. Но люди уже мобилизованы, построены, теперь надо, чтобы это материлизовалось – это ресурсы. Ничего без сенсорики не происходит. Информация должна перейти в энергию и материализоваться в каких-то вещах, например, в должностях и т.п. Вот это делает Маршал. Когда он нужных людей расставляет на нужные места и нажимает нужные кнопки, происходит прорыв. Он прорывается. И тогда соционика не будет ждать, пока её примут, пригласят куда-то, оценят… Просто сметут старое – и всё. Насильственно. Если мы это на соционику проецируем. Прорыв, потом начинает работать инстинкт у Маршала. Ему много чего надо, понимаете? Ему надо удовлетворить это, и дальше построить, и машину новую купить -  и всё на это начинает уходить. И всё заканчивается раскаянием. Мало кто понимает, что Маршал приходит в конце жизни часто или в переломные этапы своей жизни к раскаянью. Он плачет. Он как вторая квадра всё равно носитель вот этих вот ценностей, романтических, понимаете?  Он всё равно: а где же там главная идея? В церковь могут обратиться, часто потом ходят, на исповедь, к психологам… Так они никогда не пойдёт добровольно. Вот когда они уже дошли до ручки, наступает раскаяние. Вот что такое Маршал.

Инспектор. Затем подключается Инспектор. Это стабилизатор квадры. Потому что под Маршалом стабильности не ждите никогда. После такого, как люди уже успокоились, пригрелись, распределили все должности, клановая система сработала, вот тогда Инспектор начинает медленно, но неуклонно выстраивать под какую-то систему, под какой-то порядок. Причём делается это очень аккуратно, красиво, чётко. Репутация очень важна, создаётся очень хорошая репутация этой новой, вырастающей на менее организованной маршальской системе, уже обязательно с хорошей репутацией. Инспектору очень важна репутация. Часто внешне это его визитная карточка, его ролевая функция – быть Гуманистом, т.е. быть хорошим, какие-то правильные слова говорить, интеллигентом выглядеть. Вот это третий этап – и потом догматизм. Вы знаете, во что это перерастает. Система костенеет. Бюрократизм это ещё называется на официальном уровне. Всё: миссия выполнена, Инспектор там и остался – это конец типа. Но это ещё не конец квадры. Корректор квадры: всегда есть четвёртый тип, условное название – корректор квадры. Это Лирик в данном случае. Который должен что-то сделать, чтобы эта система, как бифуркация, скачкообразно – раз – и перешла в совсем другое состояние. Более демократичное. То, что называется «открытое общество». За это несёт ответственность третья квадра. Это её миссия. Кто этот «золотой ключик», который «закрывает» вторую квадру и «открывает» третью? Это Лирик, оказывается. Смотрите: мечтания (мечтает о хорошей жизни, о том, что весь этот тоталитаризм закончится), миролюбие (со всеми уживается), затем изящество (он очень красиво, хорошо выглядит, а красота может сильно влиять на людей), и в конце вдруг неожиданно всегда наступает этот этап: отказ воли. Отказывается работать старая система, наступает резкий сбой – и всё рушится, причём мгновенно. Наступает резкий сбой и переходит в совсем другое состояние. Оказывается, это рука Лирика. Это можно экспериментально даже заметить: если Лирик в группе работает, во второй квадре, как он в один прекрасный момент останавливает всю эту громадную машину во второй квадре. Это просто удивительно: как он этот сбой делает. Непонятно, откуда это берётся.  Раз и всё: остановил квадру. Дальше может опять запуститься, а может и нет, если этого никто не сделает, придёт третья квадра. Добровольно никто не уйдёт, особенно вторая квадра. Это правящая квадра. У меня времени мало, я немного коснусь третьей квадрой, закончу четвёртой, а потом выводы сделаю. Итак, смотрите: гамма – это квадра либерально-демократических ценностей, это то, во что мы сейчас окунулись. В глобальном соционе, если рассматривать жизнь единого мирового сообщества – это тоже большой, связный организм – получается, что сейчас опыт третьей квадры, либерально-демократических ценностей навязывается на весь мир. Обратите внимание: в этой квадре лидер Политик, поэтому и расцветает политика (бесконечные выборы-перевыборы, голосования, коалиции, всякие закулисные договорённости – это всё отсюда идёт). Политик  — это искусство торга, все понимают, что нельзя на слово верить. Политики говорят одно, делают другое. Это такой тип, сенсорно-этический экстраверт. «Будь гибким», «лови момент» – это означает ориентация: главное – сориентируйся, найди спонсора, найди влиятельного, объедини задачи. Причём это тактическая задача. Почему-то Политика считают стратегом. Он не стратег, его не волнует, что будет в будущем, его волнует то, что вот сейчас, чтобы быструю отдачу получить. Вот он ориентируется мгновенно. Нюх у него такой: чувствует «сейчас – надо» — и быстро это делает. Потом: манипуляция. Вот он сориентировался, всё это заработал. Чётко, дипломатично манипулирует людьми, затем свобода, начинается свобода, и она перерастает в анархию. Учтите, что Горбачёв развалил Советский Союз. И Политик, если руководит системами, обязательно придёт к анархии. Обязательно. Теперь вторая фаза: Предприниматель – это внедритель квадры. Но, опять-таки, на глобальном уровне. Вы понимаете, что роль США (Предпринимательской страны), которая внедряет эти ценности своим энергетическим путём. Это движение (Предприниматель – это движение; всё должно двигаться – ресурсы, деньги, информация – всё в движении), риски обязательно — только рискованные вложения приносят большую прибыль, а Предприниматель не будет в час по чайной ложке зарабатывать, ему надо сразу и много. Волнения (это его сильно очень волнует), и в результате — саморазрушение. Увы, приходит Предприниматель либо к болезни, в любом случае, всё рушится. Учтите, у Предпринимателя  нестабильная организация: в один прекрасный момент она обязательно рухнет. Он чувствует, что нет строгой системы. Приходит Хранитель, который бы сохранял эту организацию, но это далеко не всегда срабатывает. Это запрограммировано. Любой крупный олигарх в один прекрасный момент рухнет; причём эта система рухнет под своей собственной тяжестью. Поэтому вот я слушал доклад информационных специалистов о том, что доллар вечно будет, что он никогда не рухнет… Рухнет – это запрограммировано. Может быть, другая валюта будет временно, но рухнет вся эта предпринимательская экономика, будет заменена каким-то другим укладом. Просто не знаем, каким. Но не надо думать, что человек отличается от обезьяны только деньгами; это ценности третьей квадры – там понимают, что там это так. Но учтите, отличается и многим другим. Дальше, стабилизатор квадры – Критик. Самый умный участник этой квадры, почему и стабилизатор. Он оттягивает до последнего крах финансовых пирамид. Почему? Потому что в ожидании, прекрасно ждёт нужный момент, оптимизатор – хорошо оптимизирует расходы, накопления у него прекрасные, но в результате застой начинается. Всё правильно, мудро, но приходит всё к застою. Потом Хранитель: у кого «золотой ключик» этой квадры. Он вносит мораль в квадру, потому что деньги несовместимы с моралью. Получается, он должен что-то с этим сделать. У него мораль, как видите – от свободы. Любая революция с чего начинается? «Дайте нам свободу, старый режим плохой, нас подавлял». Потом анархия, потом все начинают покупать должности, разочаровываются. Давайте нам сильную руку. Может, ещё ко второй квадре вернуться? Чтобы этого не произошло: от свободы – к самоограничению, моральным нормам. Только тогда становится капитализм устойчивым. Капитализм западного типа: каптализм, построенный на этике протестантизма. Это жёсткая этика самоограничения. Вот это Хранительская этика. Морализация, свою территорию надо содержать в порядке, спасение (т.е. там этими моральными нормами, ограничивая себя, обретёшь спасение) … Резко повысится моральный фактор. Я не знаю, как произойдёт, ещё мы от этого далеко, но произойдёт; и тогда четвёртая квадра, и тогда ценности человеческих отношений будут главным критерием. Это ценности четвёртой квадры: отношения. Соционика зародилась гораздо раньше, чем она востребована, понимаете? Мы находимся в третьей квадре, где отношения, по большому счёту, только Хранителя волнуют (и то с т.з. чтобы не растащили добро и чтоб было моральное накопительство денег). А вот по большому счёту «моральная квадра» – это только четвёртая квадра. Администратору трудом это всё дастся, поэтому именно Администратор – тот тип, который перевернёт всё мироустройство (я имею в виду, в управленческой сфере). В чём это выражается: передать власть из центра на места. Децентрализация управления. Как это в Европе уже произошло. А Россия от этого очень далека. И Украина ещё очень далека, потому что все хотят держать власть в центре, никто добровольно не отдаст её регионам. Это значит: до четвёртой квадры ещё очень далеко в управленческом смысле, в сенсорном. А это делает Администратор. Труд принесёт достаток. Он принесёт озабоченность: как сохранить этот достаток. А потом – ненужность: ради чего я это делаю? Западный образ жизни… Хоть он и трудоголик, чёткий, ритм организован хорошо, но в конце всё равно: а ради чего я это копил всё? Ну, просто на старости лет поездил, посмотрел мир, а дальше? Детей уже мало в четвёртой квадре рождается, передавать это богатство некому. Но вот благотворительность начинается. Всё оказывается заложено в этой логике развития. И там очень много психологических проблем из-за ненужности своей. Потому что: «я работал, работал, деловая логика… А кому это достанется? Меня никто не ценит, думают, что я машина по зарабатыванию денег, ничего для души не сделал, пора об этом подумать» — и начинается гуманитарная струя. Советчик внедритель квадры. Видите: вызывает интерес, интерес перерастает в воодушевление. Но Советчик – не Энтузиаст: в четвёртой квадре не будут долго этим заниматься: скучно становится. Не соционикой уже, ничем не привлечёшь. Это уже «старая» квадра. Скука. И потом начинается дезорганизация. Советчик несёт абсурд и дезорганизацию. Начинает понимать, что всё бесполезно. И этим, и этим, и этим увлекался. Всё знает, ну и всё. Бессистемно получается – в результате дезорганизация. Потом Гуманист приходит. Общечеловеческие ценности. На этом фоне (вся эта беготня, когда и этим, и этим увлекались, и Востоком увлекались…) – общечеловеческие ценности, которые всегда были, есть и будут: это доброта. Причём: доброта – не неграм в Африке помогать, а сам помоги конкретно маленьким делом находящемуся рядом человеку – и молчи об этом. Люди этого типа не любят, когда об этом рассказывают. Настоящая благотворительность – когда об этом не рассказывают. Это доброта, потом воспитание, идеи, долг (потому что в цивилизованном обществе ценится чувство долга). Но потом перерастает, увы, в виновность. Чувство, что всё время виноват. Люди этого типа начинают брать вину на себя. Очень много психологических проблем в результате возникает, когда очень хорошее моральное воспитание несёт этот тип, но чувство собственной ущербности, виновности, преследующее людей этого типа, и если это в обществе, то такое настроение приводит к чему? Уход на Природу. Единственный выход. Это Мастер: удобство, техничность (в этой квадре всё уже отработано, мастерство полное, дальше уже нечего из техники). Потом, досуга становится много. Уехал, сижу там, город все оставили, общество распалось, дезинтегрировалось. Это возврат к Природе получается. Апатия. Все «заснули». Как и Мастер. Смотрит: как скучно в этом мире. Хотя мне хорошо, я живу на Природе, я дышу свежим воздухом, но эмоций уже нет, энтузиазма нет, максимум КПД достигнут, последние остатки энергии, какие есть, выжаты. Но минимум энтузиазма. Ничто меня в этой жизни не волнует. Это означает что? Ну, мы как бы готовы перейти в другой мир. Всё – опыт, мастерство, всё освоил, выжал последнее… Апатия, неинтересно. Это человек, когда чем-то долго занимается, становится мастером в своём деле, и потом ему уже больше неинтересно. Всего достиг, жизнь состоятлась, понимает, что уже ничего не выжать – это уже конец социона. Остаётся вернуться назад. Откуда мы вышли – туда и вернёмся. Вот я в образной форме описал, как работают, как тикают внутри эти часы социона. Они работают на всех уровнях: и на уровне отдельного типа, и на уровне группы типов, и на уровне социона в целом. Что над соционом находится, я не знаю, как это исследовать, потому что социон в целом трудно исследовать, он распадается на отдельные группы. Того, чтобы социон так же воспроизводил себя – думаю, никто этого не встречал. Теперь выводы:

1.                     На всех уровнях действует единая логика времени, это четыре периода, каждый делится на четыре этапа. Четвёртый этап – ключевой. Он определяет, куда пойдёт система. Это бифуркация.

2.                     Чем дольше живёт и действует социон как связная система, тем сильнее нарастает его организация за счёт специализации, т.е. каждый жёстко входит в свою нишу – типа, квадры, начинает работать по своей квадральной программе. И если какая-то группа пришла к состоянию идеального типа, идеального социона (или тип стал идеальным), то это есть финал, смерть. Максимум информации при минимуме энергии. Это есть та точка, которая отделяет жизнь о смерти. Всё цель достигнута, таймер системы остановился.

Вопросы из зала

(реплика из зала): Вы говорили, что Аушра вышла из социона? Куда можно выйти из социона,  оставаясь в соционе и существует ли тот самый социон. В который можно перейти?

Гуленко: Аушра была человеком с особыми способностями, и я не знаю, как она в надсистему выходила. Существует ли параллельный социон? Я туда не выхожу. Не знаю.

(реплика из зала):  У меня ещё вопрос. По поводу самой первой картинки: далёкая и близкая дистанция. Вот отношения погашения: это разные квадры, но для какой они дистанции?

Гуленко: Это уже тема отношений, это сразу не ответишь. Я только обращу внимание на особую роль отношений полудуальных и миражных, которые (помните, я в первом докладе говорил) очень сложные, как бы из двух частей состоят, потому что они две квадры склеивают между собой. Особая роль этих отношений на уровне социона.

(реплика из зала): Вот Вы сказали, что тип Политик – сплошные выборы?

Гуленко: Необязательно выборы, как у нас на Украине. Но это обязательно свобода выбора. Забыл сказать, что люди этого типа дают свободу выбора. Вам кажется, что вы свободно выбираете, а потом окажется, что вы выбрали то же, что и другие… Т.е. всё равно манипуляция.

(реплика из зала): Всегда с удовольствием слушаю выступления Гуленко. Какова бы не была изначальная посылка, в итоге – блестящий доклад. Сходимость пасьянсов теоретических стопроцентная.

(реплика из зала): <неразборчиво>

Гуленко: Последне, что я скажу, относительно реплики Татьяны: мне очень приятно, что здесь, кроме гуманитарной соционики, которой я руковожу, есть этот единственный представитель направления, которое ориентируется приблизительно на то же, что и я.