Версия для печати

Довгань А. Г. О сущности и векторах социального прогресса

Довгань А. Г., Киев 2005 г.

Часть 1. «Два вектора социального прогресса»

1. Эволюция и инволюция как два вектора социального прогресса.

Основательница соционики Аушра Августинавичуте ввела понятие социального прогресса как ключевое понятие и суть функционирования коллективного разума социона. По мнению Аушры, «каждый тип интеллекта выполняет свою часть социального заказа — социальную функцию своего интеллекта».

«Четыре кольца социального заказа — простая и верная система превращения потребностей и проблем всех типов ИМ в систему социальных заказов — это двигатель прогресса, состоящего в появлении новых идей и их претворении в действительности» (А. А."Теория интертипных отношений«).

Четыре кольца социального прогресса делятся на две части — т. н. правые и левые или эволюционные и инволюционные кольца, которые разделяют дуальные диады внутри каждой квадры. Направление соцзаказа в правом эволюционном кольце характеризуется движением от 1 к 4 квадре, а в левом инволюционном — от 4 к 1 квадре.

Правое кольцо соцпрогресса реализует основное направление общественного развития, а левое — корректирует его, а также продуцирует варианты общественного роста.

Общие подходы к пониманию двух направлений социального прогресса как процессов эволюции и инволюции изложены в работе В. В. Гуленко «НА ВОЛНАХ СТАРЕНИЯ И ОБНОВЛЕНИЯ: Прогрессная ориентация в сочетании с юнговскими признаками» 7.01.1996, г. Киев. Он рассматривает понятия эволюции и инволюции с нескольких точек зрения.

1. В общефилософском плане:

«эволюция отражает онтогенез — т. е. развертывание имеющегося потенциала, а инволюция — эпигинез — возникновение новых форм, свертывание, упаковка и накопление энергии, приводящая к внезапным вспышкам новой жизни.

Эволюция раскручивает спираль развития в линию, определяя горизонтальную траекторию развития, а инволюция, наоборот, скручивает её, закладывая тем самым качественно новые рубежи развития, его вертикальную траекторию.

Эволюционное развитие характеризуется плавностью и равномерностью, а инволюционное — скачкообразностью и неравномерностью».

2. В биологическом плане: эволюция и инволюция отражают две стороны открытого Дарвином закона естественного отбора.

«Появление мутаций — это не что иное как инволюция, господство левых форм, а их отсеивание или закрепление в процессе адаптации (т. е. стабилизирующий отбор) соответствует эволюции, преобладанию правых форм».

Нарушать гомеостаз призваны левые типы, а восстановление его ложиться на плечи правых типов. Безраздельная победа одного из путей прогресса ведёт к неминуемой смерти. Только смерти эти будут разными. «Правая» смерть наступает от постепенного охлаждения, замирания, то есть от старости. «Левая» смерть скоротечна, она наступает от резкого перегрева, перенасыщения организма энергией, ведущего к взрыву…от избытка молодости".

3. В кибернетическом плане:

Эволюция, или круговое развитие соответствует отрицательной обратной связи, а инволюция — положительной. Инволюция приводит к неумеренному росту по закону экспоненты. Эволюция — к стабилизации в рамках жизненно важных параметров.

Правый прогресс означает консервацию, повторяемость, со временем он плавно затухает, поэтому эта тенденция развития является символом старения, постепенного изнашивания. Происходит потери энергии, зато накапливается всё больше информации.

Инволюция… происходит как резкий толчок, скачкообразная перемена, фазовый переход. Иными словами, это движение от старого к новому, омоложение, оживление.

… Инволюция свёртывает спираль, концентрируя энергию для рывка. Инволюционное накопление энергии происходит пропорционально потере информационных запасов системы".

Т. о. резюмируя и дополняя вышеизложенные точки зрения на два направления развития можно констатировать следующее.

Эволюционное развитие протекает постепенно и характеризуется усложнением социальной системы, переводом энергии людей и природных ресурсов в информацию и ее овеществление в благах цивилизации.

Инволюционное развитие протекает резко и неравномерно и характеризуется мутациями, скачками, упрощением и реорганизацией социальной системы, сворачиванием социальной информации и высвобождением социальной энергии, обратное движение от искусственной цивилизации к естественной природе.

Эволюционный путь, проходя стадии детства и юности, ведет к высокоразвитому и информационно перегруженному обществу. Это движение от рождения к смерти через бурные этапы растраты энергии к медленному угасанию энергии при избытке информации и культуры.

Эволюционный путь развития человека в его гипертрофированном логическом завершении ведет к появлению «homo-computerus«’а — человека с гипертрофированно развитым мозгом и атрофированным телом, живущего в полностью искусственной преобразованной техникой и технологией среде. Информационные процессы такого человека настолько сложны (это обусловлено необходимостью управления усложненной жизнью), что отбирают львиную долю жизненного времени и энергии человека.

Инволюционный путь идет в обратном направлении, от старости к молодости, от смерти ко второму рождению. Этот путь омоложения, регенерации, деинформатизации общества, высвобождения социальной энергии. Это путь обратно из информационного перегруженного проблемами и сложностями общества в общество «энергетическое», под которым понимаем общество не обремененных информацией, но полных энергии людей.

Инволюционный путь развития человека в информационном смысле ведет к упрощению жизни, к избытку жизненной энергии людей, восстановлению гармонии с естественной средой и в своем гипертрофированном завершении ведет культурного человека к одичанию, а цивилизованное общество назад к традиционному.

Эволюционный прогресс можно назвать прогрессом информационным с деградацией истощением энергии, а инволюционный — прогрессом «энергетическим» и регрессом сворачиванием информации.

Условно назовем «оптимальным» состояние социальной системы и человеческой личности, в котором сбалансированы энергия и информация. Это состояние соответствует переходной фазе между молодостью и зрелостью, и сочетает пик жизненных сил с социальной продуктивностью.

Так вот, эволюционный путь развития человечества как главное направление общественного развития особенно важен на первых его стадиях, когда нужно обеспечить быстрый рост, прогресс и усложнение социальной системы.

Инволюционный же путь является корректирующим, омолаживающим, возвращающим общество к пикам его продуктивности. Его значение становится особенно важным, когда необходимо реформировать общество, разгрести завалы накопившихся проблем, сделать управляемыми чрезмерно усложненные и потерявшие эффективность социальные процессы, т. е. для борьбы с преждевременным старением общества, потерей социальной энергии.

В. В. Гуленко на конференции 2002 года говорил о том, что в развитии общества заметна долгая фаза борьбы 2 и 3 квадр, которые поочередно сменяют друг друга в борьбе за власть. Это явление отражает механизм самокоррекции общества, который стремиться продлить фазу оптимальности. При этом происходит периодический возврат (откат) из фазы зрелости (3 кв.) в фазу молодости (2 кв.), т. е. процесс инволюции.

Т. о. чередование процессов эволюции и инволюции важны и необходимы для поддержания общества в состоянии оптимальности. Эволюция ведет общество по пути прогресса, а инволюция препятствует его преждевременному старению.

Эволюционное направление развития (превращение энергии в информацию) доминирует и, по закону энтропии энергии, в конце концов, побеждает. Тогда общество выходит из пульсирующей фазы борьбы между центральными квадрами и переходит к спокойному и благополучному угасанию в фазе 4 квадры, которое в реликтовом почти неизменном виде может длиться очень долго, пока в процессе инволюционного накопления энергии не произойдет зарождение нового и не начнется новый жизненный цикл.

2. Отличия правых и левых типов.

Прогрессная ориентация типа имеет важнейшее значение и определяет различные стили и формулы мышления и поведения типов. Рассмотрим отличия эволюционных (правых) и инволюционных (левых) типов на четырех уровнях: физическом, психологическом, интеллектуальном и социальном.

2.1. Физический уровень.

2.1.1. Ориентация в деятельности на процесс или результат.

Левые обеспечивают результат при плохо отлаженном процессе. Они начинают с крупного, а мелкие детали оставляют на потом. Правые умело организуют процесс, но теряют из виду результат. В работе они скрупулёзны, прорабатывают материал тщательно, делая упор на детали.

2.1.2. Плавность или скачкообразность.

Для правых типов характерна склонность к плавности и последовательности действий, а для левых характерно резкость включения-выключения из действий, а также переключения на новое занятие.

2.2. Психологический уровень.

2.2.1. Приоритет в межличностной коммуникации.

Правые и левые типы очень различаются между собой в межличностной коммуникации. Негативные личностные проявления на далёкой коммуникативной дистанции и позитивные на близкой характерны, как правило, для инволюторов.

Если левые более уживчивы на коротких коммуникативных дистанциях, то правые — на далёких. Правые поддерживают позитивный облик на расстоянии, а левые, наоборот, вблизи.

2.2.2. Особенности внутреннего мира и жизненной среды.

Внутренний мир левых типов устроен более просто, чем у правых, содержит в себе меньше противоречий и потому более цельный и гармоничный. Однако такое распределение психологического «заряда» компенсируется противоположными свойствами внешней среды.

Среда, которая окружает левые типы, обычно устроена сложно и неоднозначно, их условия существования часто изменчивы и труднопредсказуемы. Постоянное пребывание в зоне конфликтов и смены целей не отпугивает инволюторов, а, наоборот, является для них предпочтительным. Эволюторы же нормально существуют лишь при условии простой и однозначной среды, позволяющей развиваться без скачков и разбалансировок

Психология правых и левых типов по моему мнению также отличается степенью развития сознательной установки и ее отношению к бессознательному.

Правые типы имеют более развитую сознательную установку, сложность психических процессов и социальных ритуалов, усложненность мышления и поведения, ориентацию на поддержание социальной репутации, что определяет особую значимость правых типов в сложной иерархии и процессах современного общества.

За усложненность своей сознательной установки правые типы платят внутренним конфликтом с бессознательным, что часто приводит к разряжению конфликта в различных психо-социальных эксцессах, в которые вовлекаются большие массы правых типов, а также в ужесточении отношений между правыми типами при сокращении психологической дистанции.

Левые же типы имеют более простую и естественную сознательную установку, которая находится в большей гармонии с бессознательным, отличаются простотой природностью мышления и поведения, ориентируются на мягкие отношения в своей малой группе и на жесткие отношения на далекой дистанции. Поэтому левые типы более гармоничны и счастливы, склонны к избеганию участия в массовых движениях и эксцессах.

Однако упрощенность сознательной установки, мышления и поведения делает левые типы менее приспособленными к сложностям жизни в современном обществе, сложным коллективным ритуалам профессионального и общественного поведения, что они компенсируют приспособленностью к слаженной работе в малой группе.

2.3. Интеллектуальный уровень.

Мышление от общего к частному является предпочтительным среди левых типов. Мышление от частного к общему преобладает среди типов правого прогресса. Эти два информационных пути в формальной логике называются соответственно дедукция и индукция.

Эта мыслительная особенность накладывает заметный отпечаток на информационные виды деятельности, например, чтение книги, написание статьи или публичное выступление.

У инволюторов существует тенденция читать книгу с конца, то есть воспринимать в первую очередь общие выводы, итоги, а лишь затем прослеживать, как автор пришёл к ним. Когда инволютор сам излагает свою мысль, то ему удобнее начинать изложение с формулировки общих принципов и результирующих закономерностей, а затем уже переходить к разъяснению подробностей и отдельным примерам.

Эволютор склонен воспринимать и излагать информацию прямо противоположным способом. Книгу ему удобнее читать так, как она написана, без перескоков и забеганий в конец. Когда эволютор выступает, он приводит в первую очередь подробности, исходные положения, имеющиеся факты, а лишь затем, ближе к концу выступления формулирует обобщения и заключительные выводы.

Правые типы мыслят более сложно и подробно, что делает процесс мышления более медленным и энергозатратным. Однако их умственные продукты хорошо продуманы и проработаны в выбранном направлении.

Сила правого мышления в его искусственной рафинированности, гениальной сложности и доскональности. Его недостатками может быть более низкая скорость ориентирования и выдачи результатов, а также «туннельное видение» в силу подробности изучения определенного аспекта проблемы, потеря общей картины и широкой перспективы.

Многотомные сверхсложные произведения — продукт сосредоточенного ума правых типов, которые являются двигателями умственного прогресса. Они тратят много сил на длительный умственный процесс, приходя к великолепным результатам.

Левые же типы склонны к упрощению информации, имеют более простое и быстрое мышление, которое выдает скорый, но сыроватый результат, который в дальнейшем нуждается в доработке.

Сила левого мышления в естественной простоте обобщенного полноохватного рассмотрения проблемы и быстроте выдачи результатов. Его недостатками могут быть чрезмерная сжатость изложения информации, а также невнимание к деталям ситуации, которые могут оказаться важными.

Мышление лучших представителей левых типов обладает гениальной простотой, полнотой и ясностью. Оно сворачивает информацию, ухватывая главные аспекты понимания и управления ситуацией, достигая быстрых результатов простыми и естественными средствами.

2.4. Социальный уровень.

2.4.1. Естественность-искусственность.

На этом уровне различие между левыми и правыми типами тождественно дихотомии «естественность — общественность», или, иными словами, «природа — цивилизация».

Природа нецивилизована: в ней нет государства, освящённых традицией законов, философии и религии, чьим содержанием является гуманизм и бескорыстная любовь к ближнему. Цивилизация неестественна: нормы морали, исповедуемые цивилизованным обществом, невыводимы из законов природы, суть которых сводится к борьбе за существование. Левым типам ближе природность существования, а правым — общественность.

2.4.2. Большие группы — малые группы.

В силу того, что инволюторы демонстрируют на чужой территории негативную коммуникацию, им трудно сплачиваться в большие группы. Отрицательное отношение к посторонним не позволяет им создавать большие коллективы. Наблюдается тенденция действовать малыми группами, где есть простор для неформального общения.

Эволюторы, наоборот, хорошо организуются в рамках больших коллективов. Однако в малых группах им ужиться гораздо труднее, поскольку при сближении они становятся гораздо более нетерпимыми«.

Правые типы в естественных условиях тяготеют к работе в крупных и многочисленных организациях, в которых позитивные отношения на далекой дистанции с работниками других подразделений и отделов компенсируют определенную жесткость на близкой дистанции в своей малой группе, а также частую рассогласованность и конкуренцию между подразделениями.

В естественных условиях левые типы тяготеют к слаженной работе в комфортных малых группах, в которых труд и общение не являются жестко регламентированными инструкциями и ритуалами, где более гибкий график работы и большая свобода самовыражения.

Отличие психологии, программ мышления и поведения правых и левых типов часто ведет к непониманию и конфликтам, к тенденции вытеснения левых типов из сложно организованных организаций правого типа и управления обществом на высшем уровне. Туда, по моему мнению, левые типы попадают в основном тогда, когда необходимо упростить, провести реорганизацию чрезмерно усложненных и потерявших эффективность процессов в организациях и обществе.

3. Место правого и левого прогресса в структуре общества, особенности функционирования правых и левых колец соцпрогресса.

Правый прогресс (прогресс правых типов) отражает движение в общества на макроуровне и уровне крупных организаций. Для него характерно плавное поэтапное равномерное развитие, отбор из множества мутаций и инноваций наиболее подходящих для массового тиражирования на все общество. Из множества моделей развития правые типы выделяют главную, закрепляют ее политически и последовательно ее реализуют. В соционике правый прогресс отражает цикличное движение от 1 к 4 квадре как главная программа эволюционного развития общества. Это динамика в больших правых группах.

Левый прогресс (прогресс левых типов) — это движение внутри общества на микроуровне. Для него характерно скачкообразное, неравномерное развитие, доминирование множества мутации и инновации. Левый прогресс — это движение от 4 к 1 квадре как внутренняя коррекция правого эволюционного развития. Это динамика в небольших левых группах.

В человеческом обществе задачу инволюции решают левые типы, а эволюции — правые.

Если процесс инволюции — резкий вывод системы из равновесия и рождение новых форм — начинает господствовать, то появляется опасность разрушения системы от перегрева. Для противодействия перегреву и опасным переменам в обществе включается мощный стабилизирующий механизм эволюции, погашающий энергию инволюции и направляющий ее в направлении эволюции — развертывания полезных инноваций.

В общественном развитии доминирующим потоком является эволюционный поток, а поток инволюции развивается путем незаметного накопления мутаций с последующим резким прорывом, который отбирается, подхватывается и разворачивается эволюционным потоком.

С точки зрения соционического механизма, доминирование на уровне социума эволюционного вектора развития можно объяснить и подтвердить следующим.

Во-первых, отличиями правых и левых типов на 4 уровнях, о чем было сказано выше. Левые типы ориентированы на малые группы, а правые — на большие коллективы. Благодаря сложности мышления и социальных ритуалов поведения у правых типов, они лучше чем левые типы проявляют себя в управлении сверхсложными процессами управления обществом на макроуровне.

Во-вторых, В. В. Гуленко высказал эмпирически подтверждающуюся идею о центральных (2 и 3 квадры) и периферийных (1 и 4 квадры) типах, согласно которой в обществе на уровне социума господствуют центральные типы. По нашим наблюдениям, на социальном уровне наиболее распространены и заметны центральные правые типы. Левые же типы менее распространены и заметны.

Доминирование правых тенденций на уровне социума объясняется не только простым численным превосходством и сложностью организации правых типов. В. В. Гуленко высказал идею о наличии в процессе борьбы за существование в центральных квадрах одного вытесняемого типа — левого интроверта. Во 2-й квадре вытесняется Лирик, который является миротворцем и гармонизатором своей воинственной квадры. В 3-й квадре вытесняется Хранитель, который сдерживает прагматичный натиск своих соратников по квадре моральными ограничениями.

Так вот, в составе правых центральные типы представлены в полном числе — Наставник, Инспектор, Политик, Критик. А среди левых, «боевая» центральная группа представлена всего двумя типами — Маршалом и Предпринимателем, а Лирик и Хранитель — вытеснены.

Мнение о господстве в общественном развитии правого эволюционного направления как главного направления общественного развития также встречается и у других авторов.

Так А. В. Букалов в своей работе о связи перинатальных матриц Грофа с мироощущением квадр («О механизме формирования функций информационного метаболизма в процессе рождения индивидуума») пишет о том, что в процессе политической борьбы в обществе на политической арене чаще всего побеждают два типа — Наставник и Инспектор, борьба среди которых в конце концов завершается победой Инспектора:

По существу (и это глобальная проблема социально-политического значения) возникает вопрос, люди какого типа годятся в руководители высокого ранга. Представляется несомненным одно: когда речь идет об ограничении, насилии над личностью, пусть даже «для ее блага», административной системе и «исправительных лагерях», то речь идет о представителях квадры ?. Тем более важно знать, что в группировке из представителей этой квадры, соперничающих между собой, побеждает диада ЛСИ-ЭИЭ (эволюционное кольцо социального прогресса), устраняющая корректирующее звено — диаду СЛЭ-ИЭИ. Внутри диады ЛСИ-ЭИЭ побеждает ЛСИ, склонный к диктатуре. К ней склонен родственный тип ЛИИ, но в другой форме.

Эту картину мы в точности можем лицезреть сегодня на политической сцене современной Украины. Виктор Ющенко (тип Инспектор) и Юля Тимошенко (тип Наставник) являются сегодня лидерами политического олимпа, а такие левые типы как Янукович и Порошенко (оба имеют тип Маршал) постепенно вытесняются с главных ролей, как только преодолен кризисный этап развития. Соционическую причину вытеснения я вижу главным образом ориентации левых типов на малые группы, а также в простоте их мышления и поведения, в нежелании глубоко вникать и адекватно реагировать на все сложности политической жизни и эффективно управлять сверхсложными процессами развития общества в спокойные периоды истории.

Однако левые типы призываются на общественный олимп в моменты кризисов, когда надо реформировать чрезмерно усложненные и потерявшие эффективность процессы общества или перед лицом опасности в военное время, поэтому центральные левые типы в теории экфинальных групп названы В. В. Гуленко группой реформ, а правые центральные — группой отладки социальных процессов.

4. Социальная и психологическая сущность отношений заказа и ревизии.

Основательница соционики Аушра Августинавичуте ввела понятие социального прогресса как ключевое понятие и сущность функционирования коллективного разума социона, который образует полный надорганизм или единицу социального интеллекта, являясь высшей формой организации психической энергии, энергетической единицей человечества, состоящей из суммы шестнадцати соционических типов и отношений между ними.

Соционика же порождает по мнению Аушры новую отрасль социальных наук — «социоматику», являясь ее частью, которая изучает социальную структуру общества и интертипные отношения.

По мнению Аушры, «каждый тип интеллекта выполняет свою часть социального заказа — социальную функцию своего интеллекта».

«Четыре кольца социального заказа — простая и верная система превращения потребностей и проблем всех типов ИМ в систему социальных заказов — это двигатель прогресса, при котором один и тот же заказ (или разные его стороны) выполняется и контролируется не одним, а четырьмя параллельно действующими кольцами и при котором каждому типу ИМ обеспечивается активное участие в социальном прогрессе общества — в появлении новых идей и их претворении в действительности» (А. А.»Теория интертипных отношений«).

Соцпрогресс она связывает с передачей импульса в кольцах заказа от заказчика к подзаказному, а также с контролем исполнения заказа посредством отношений социальной ревизии.

Подзаказный воспринимает импульс заказчика и стремиться решить сформулированные заказчиком проблемы, а ревизор препятствует сближению подревизного и заказчика, принуждая первого реализовывать заказ в обществе, а не в заказной диаде.

Отношения заказа описываются в работах А. Августинавичуте как таинственные отношения гипноза, а ревизные — как страшные отношения психического подавления.

В. В. Гуленко по иному сформулировал сущность отношений заказа и ревизии. Социальный заказ трактуется как передача энергетического импульса или включение в работу, а ревизия как передача информации и выключение из работы, коррекция ревизором поведения подревизного.

Социальная сущность отношений заказа заключена в активизации заказчиком подзаказного, принудительном включении в социально значимую деятельность, а, с другой стороны, в информационном подражании заказчика подзаказному, благодаря чему происходит сменяемость квадр и передача эстафеты социального прогресса.

Социальная сущность отношений ревизии заключается, с одной стороны, в корректировке ревизором исполнения заказа, в пресечении отклоняющегося или неадекватного поведения подревизного, а с другой стороны, в оказании помощи подревизному в решении непосильных для него проблем.

На мой взгляд, в любых отношениях необходимо рассматривать информационные и энергетические трансакции и их направление.

Социальный заказ обеспечивает передачу энергии от заказчика к подзаказному, одностороннее неосознанное программирование заказчиком деятельности подзаказного, включение его в дело. Заказчик творчески суггестирует подзаказного (трансаккция ф2 на ф5), а также нажимает на энергетический бихевиористский рычаг, работающему по принципу адекватного реагирования «стимул-реакция» (трансакция ф1 на ф8), активизируя работу витального кольца подзаказного. Подзаказный автоматически на деле пытается реализовать внушенные заказчиком программы.

Но информация движется в обратном направлении. Заказчик присматривается к способностям подзаказного и со временем стремиться ему подражать. Подзаказный активируя Заказчика (трансакция ф1 на ф6) передает Заказчику информацию о творческих методы действий (трансакция ф2 на ф7), которые расширяют узкие стандарты Заказчика в аспекте его ф7, а также (трансакция ф7 на ф4) задает упрощенную, но более адекватную программу поведения для неадекватной ф4 Заказчика.

В кольце заказа происходит односторонняя автоматическая энергораскрутка за счет поведенческого рычага ф1 на ф8 (в квазитождественных отношениях происходит взаимная энергораскрутка, обоюдный заказ).

Ревизия или социальный контроль обеспечивает передачу информации от ревизора к подревизному (ибо ревизор передает информацию с сильной 1 функции на слабую 4 функцию и получает информационное подкрепление 2 функции) и движение информации по ментальному кольцу. В то же время происходит выключение энергии, деморализация Подревизного. Ревизор выключает Подревизного (ф1 на ф4). При этом Подревизный неосознанно суггестирует ревизора (ф8 на ф5), а также предлагает приемлемую программу (ф7 на ф8). Ревизор, с одной стороны, корректирует неадекватное поведение подревизного, а, с другой, оказывает ему поддержку в аспектах его неадекватной 4-функции.

Т. о. в ревизных и заказных кольцах энергия и информация движется в разных направлениях. В заказных отношения энергия движется от заказчика к подзаказному, образуя цепь односторонней активации, а в отношениях ревизии энергия движется от подревизного к ревизору, образуя одностороннюю цепь опеки, когда ревизор подхватывает упавшее у подревизного знамя.

В то же время информация движется в противоположном направлении. Так в отношениях заказа информация движется от подзаказного к заказчику. В информационном смысле происходит «обратный заказ» (термин введен В. В. Гуленко), социальная сущность которого — подражание, благодаря которому в обществе (организации) происходит переход от ценностей и задач одной квадры к ценностям и задачам другой.

Например, подражание Наставника Политику, который, теряя квадральную идеологию, заражается ценностями свободы и денег. Или подражание Инспектора Критику, который становится осторожным, скептическим, прагматичным.

Причем «заражение» ценностями подзаказного происходит постепенно, через исчерпание ресурсов ценностей своей квадры на новой стадии развития общества или организации при реальной исторической потребности в ценностях и моделях поведения подзаказного.

Трансактная сущность обратного заказа заключена в трансакции (ф2 на ф7): подзаказный творчески показывает заказчику образцы нового поведения (ф2 на ф7). Ф7 — нормативна (накапливает чужой опыт, знания, умения), ценностна, обладает знаком и качеством дуального стиля мышления.

В отношениях ревизии информация движется от ревизора к подревизному (ревизор дает установки с ф2 на ф1 и ф1 на ф4 подревизного). Эта информация хорошо воспринимается подревизным благодаря общему стилю мышления и передается дальше по ревизному кольцу.

Обмен энергией в отношениях ревизии происходит спокойно при наличии односторонней цепочки помощи. Но если проследить направление предоставления помощи, то уместно говорить об «обратной ревизии», при которой подревизный своей энергетической слабостью включает ревизора в дело, т. е. ревизор подхватывает упавшее из рук подревизного знамя, помогая по своей ф1 решить проблему подревизного по ф4 (работая по блоку своего энергомаксимума по энергетической модели В. В. Гуленко решает проблемы подревизного в стадии его блока надлома), что для ревизора не сложно и в удовольствие.

Можно сказать, что внедрение новых квадральных ценностей (движение информации) происходит в направлении психологически слабой дуальной диады при энергетической поддержке заказчика и информационной коррекции ревизора. Психологически более сильная дуальная диада как бы передает эстафету целей и ценностей своему психологически более слабому приемнику.

Однако в энергетической деловой эстафете (движение энергии) происходит обратный информационному процесс, когда более сильная дуальная диада сменяет собой столкнувшуюся с непреодолимыми трудностями подревизную диаду.

При этом надо учитывать то обстоятельство, что на социальном уровне часто доминируют центральные квадры (2 и 3 квадра), а периферийные часто выполняют вспомогательные роли.

5. Социальная миссия социотипов и их сменяемость в рамках установок.

Рассмотрим теперь роль — «миссию» каждого типа в развитии общества. По мнению основательницы соционики Аушры Августинавичуете «каждый тип ИМ — исполнитель конкретной социальной функции».

Левые инволюционные типы вырабатывают варианты ответов на вызовы среды, делают рывок, а правые подхватывают наиболее ценные инновации и распространяют их в социуме, а также стабилизируют общественную систему.

5.1. Итак, левые типы:

Энтузиаст — обеспечивает эмоциональный рост, зарядку эмоциональной энергией людей, распространение передовых идей и социальных практик.

Аналитик — катализатор в фундаментальной науке, инноватор-реорганизатор систем. Генерирует массу альтернативных идей, создает теоретическую модель будущего, к которому надо стремиться. Инициатор брожения умов.

Маршал — революционер в практике, сокрушающий врагов, разрушитель старого, создатель новых структур, пробивная сила истории.

Лирик — создатель идеала светлого будущего, мечты, которая озаряет души людей.

Предприниматель — революционер-инноватор в бизнесе, экспериментатор в прикладной науке, делающий открытия новых эмпирических фактов и методов.

Хранитель — борец со злом, жестко прививающий моральные нормы, создатель этики добросовестного труда, создающий моральные предпосылки победы нового дела.

Советчик — открыватель способностей людей, включающий их потенциал, показывающий выход из сложных ситуаций. Находит способных людей, на которых можно опереться в деле. Распространяет передовые гуманитарные идеи.

Мастер — создатель простых технологий труда, которые резко повышают его производительность, и дают быстрый результат с минимальной затратой ресурсов и сил.

5.2. Роль правых типов в развитии общества такова:

Искатель — находит перспективные идеи и открытия, способствует их становлению, стабилизирует, делает основательными, проясняет их природу и выводит четкую формулу и теорию, которых жестко придерживается и которые пропагандирует, распространяя в социуме.

Посредник — смягчает атмосферу чрезмерного накала борьбы и труда созданием эстетически наполненной комфортной среды, приятного общения.

Наставник — уловив социальное недовольство, входит в группу борцов в качестве идеологического лидера — вождя, распространяет идеи группы на большие массы людей, направляет их энергию в русло борьбы, в которой ее и исчерпывает.

Инспектор — завершает реформаторские действия Маршала, распространяет новые структуры на все общество, стабилизирует, регламентирует, наводит порядок и дисциплину, укрепляет жесткую вертикаль власти.

Политик — выступает выразителем интересов влиятельных слоев и экономических групп, ведет политический торг, создает политико-дипломатические союзы, примеряет враждующие стороны, заключая временный мир и стабилизируя тем самым политическую ситуацию в обществе.

Критик — критикует слишком решительные быстрые действия, предвидя возможные опасности и негативные последствия, тем самым сужая направление общественного развития в русло наиболее безопасного и предсказуемого.

Администратор — становится руководителем в условиях стабилизации новых хозяйственных отношений, подхватывает и распространяет в обществе специальные технологии повышения производительности труда конвейерного типа, основанные на добросовестном самоотверженном труде.

Гуманист — гармонизирует психологический климат в коллективе, поддерживает ростки хороших отношений, нивелируя атмосферу борьбы, приносит в жертву хорошим стабильным отношениям прогрессивную динамику дела.

5.3. Описания социальных ролей правых и левых типов детализируют действие описанных В. В. Гуленко энергогрупп.

Здесь я процитирую выдержку из его работы «О развитии социума.» Киев. 26.12.91 г.:

АРМЕРЫ (анг. armourer — оружейник) — левые интроверты «закручивают пружину» соцпрогресса, добывают энергию для дальнейшего движения, вооружают последующую группу всем необходимым для прорыва.

ФАЙТЕРЫ (анг. fight — сражаться) — левые экстраверты проявляют себя как самые активные, энергичные и пробивные в отношении принципиально новых начинаний. Это мощный взрыв энергии, концентрированной предыдущей группой армеров, во все стороны.

СЕРФЕРЫ (анг. surface — поверхность) — правые экстраверты выносятся на поверхность социального движения предыдущей бурной волной. Они не добывают энеpгию и не являются энеpгоносителями, но yмеют напpавить ее в нyжное pycло. Среди них чаще всего встречаются проповедники идей, объясняющие назревшее недовольство, или же политики, всплывающие вверх за счет умения говорить от имени масс, наций или отдельных социальных слоев.

ЭВАКУАТОРЫ (анг. evacuate — вывозить; откачивать) — правые интроверты рассеивают энергию социального движения, расчищают территорию для дальнейших событий. Их отличительная черта — стремление гасить эмоциональные всплески, сглаживать тем или иным способом критические периоды.

5.4. Теперь рассмотрим развитие типов в рамках установок на вид деятельности с учетом рассмотренных выше закономерностей.

5.4.1. Развитие сайентистов.

1. Сначала в результате экспериментов появляются сведения о новых явлениях. Это этап Предпринимателя, который делает прорыв в новое, обнаруживая новые факты объективного мира. Это инволюционный прорыв, прикладное открытие.

2. Искатель первым улавливает вновь появившееся факты, которые еще туманны и не постигнуты в своей сути. Он исследует эти факты и в процессе интеллектуального прозрения постигает их внутреннюю природу и выводит причинно-следственную формулу явления. Эту формулу Искатель облекает в теорию, доводит ее до всеобщего сведения и непримиримо защищает от критики. Это фундаментальный эволюционный этап Искателя.

3. Критик находит противоречия и несоответствия в теории Искателя, динамизирует и адаптирует ее к требованиям практики, дополняя прикладными разработками. Это прикладной эволюционный этап Критика.

4. Аналитик, анализируя теорию Искателя, замечает явления, которые не вошли в узкую формулу последнего. Он начинает работать над альтернативными идеями и совершает новые открытия, которые описывает в новой теории, более широкой, по сравнению с теорией Искателя. Это фундаментальный инволюционный этап, готовящий новый прорыв.

Предприниматель начинает испытывать новые идеи Аналитика на практике. Эти идеи оказываются перспективными, но довольно интуитивными, требующими углубления и доработки для широкого распространения. Их подхватывает Искатель, который развивает и превращает их в многообещающую быстро распространяющуюся теорию, которую в свою очередь критикует и адаптирует к нуждам практики Критик. Аналитик снова дорабатывает и расширяет теорию Искателя, генерируя новые идеи. Цикл замкнулся.

Эту теорию можно проиллюстрировать на примере развития психоанализа и соционики.

1. Сначала появились новые сведения о психических явлениях и проводились эксперименты (сведения об истерии, практики гипноза).

2. Затем З. Фрейд сосредоточился на постижении природы истерии, сделал открытие и создал теорию психоанализа.

3. Эта теория подверглась разного рода критике и нападкам, но, несмотря на это, стала распространенной теорией и практикой лечения психики.

4. Ученик З. Фрейда К. Г. Юнг создал более широкую модель психики и генерирует огромное количество разнообразных идей и теорий.

Одну из его теорий подхватывают И. Майерс-Бригс и А. Августинавичуте и независимо друг от друга развивают и широко распространяют на Западе в виде типоведения и в СССР в виде соционики.

Дальнейший процесс происходит у нас на глазах.

5.4.2. Развитие гуманитариев.

1. Лирик создает идеи о светлом будущем, в которое может перерасти настоящее при совместном движении к нему.

2. Советчик выносит на поверхность общества массу альтернативных гуманитарных идей.

3. Наставник ощутив созревшее недовольство выбирает одну перспективную гуманитарную идею, превращает ее в мощную идеологию, вербует широкие массы ее сторонников и борется за ее победу.

4. Гуманист облекает победившую идею в форму общечеловеческих ценностей и конкретизирует в нравственных законах.

Наступает успокоение масс и духовный застой. Лирик начинает мечтать о более светлом будущем. Цикл начинается снова.

5.4.3. Развитие социалов.

1. Хранитель выступает поборником высоких моральных стандартов и обличителем зла, выдает свою программу социального поведения, основой которой является этика добросовестного труда.

2. Энтузиаст подхватывает и выносит на поверхность общества новые социальные практики в виде новой моды, создавая небольшие группы вокруг социальной новинки.

3. Политик начинает использовать новые социальные практики для статусных целей и делает их широко распространенными.

4. Посредник придает им вид удобной и приятной социальной практики. Наступает застой, культ праздности и наслаждения.

Расцвет гедонизма вступает в конфликт с моралью Хранителя и заповедями трудовой этики.

Цикл начинается снова.

5.4.4. Развитие управленцев.

1. Мастер создает уникальные высокопроизводительные технологии индивидуального труда. Но внедрению их в широкую практику препятствуют устаревшие методы работы.

2. Маршал разрушает старые, создает новые формы хозяйственной жизни и управления, создает новые структуры.

3. Администратор способствует распространению этих форм в обществе и внедряет повсеместно передовые методы работы.

4. Инспектор превращает государственные и хозяйственные структуры в четко отлаженный механизм, внедряет регламентирующие инструкции и дисциплину.

Инспекторские структуры постепенно окостеневают, делаются невосприимчивыми к переменам. Наступает застой. Мастера изобретают новые методы труда, которые входят в противоречие со сложившимися формами труда. Цикл начинается снова.

Таково действие двух потоков социального развития в группах типов в рамках установок на род деятельности.

В. В. Гуленко также рассматривал эволюцию типов в рамках установок на род деятельности, но под другим углом — в рамках смены соционических темпераментов от наиболее энергичного к наименее энергичному. Такой подход отражает сменяемость типов в условиях стабильного эволюционного этапа развития общества.

Заключение к Части 1.

Таким образом — эволюция и инволюция — это «инь» и «ян» развития общества, две взаимосвязанные стороны. Эволюционный процесс стабильного равномерного развития, разворачивания новых форм господствует в историческом развитии, а инволюционный процесс рождения новых форм незаметно вызревает в глубине общества, а затем проявляется в виде резких скачков и прорывов на качественно новый уровень.

Различные типы играют в процессе исторического развития разные роли — катализаторов-подготовителей и распространителей-стабилизаторов роста.

Такой взгляд открывает новые горизонты для понимания социальных и личностных процессов, использования этих знаний в рамках социоанализа в целях познания и оптимизации развития общества на микро и макроуровнях, а также послужит основанием для новых исследований.

Часть 2. «Прогрессные ориентации в бизнесе»

6. Отличие организаций и команд правого и левого типов.

Свойства команд правого или левого типа во многом определяются свойствами левых или правых социотипов, но не сводятся к ним (антиредукционизм).

6.1. Свойства левых инволюционных типов и левых организаций.

Стили мышления левых типов как динамический (синергетическое мышление), так и статический (голографический) тяготеют к упрощению, краткости, простоте и быстроте.

В поведении и решениях левые типы также быстры, ориентированы на быстрый результат, который затем может улучшаться (не путать с экстраверсией).

Левые типы предпочитают работать рывками, с частыми сворачиваниями и переключениями дел, с возвратами для улучшения быстрых результатов (не путать с иррациональностью). В их деятельности заметны периоды спадов и подъемов, затишья и бури, резких расходов энергии и ресурсов и последующего накопления, что более приемлемо в бизнес-процессах, терпимых к неравномерности деятельности.

Левые типы уживчивы на близкой дистанции и неуживчивы на далекой, поэтому тяготеют к работе в малых и средних группах и организациях, в которых поддерживаются мягкие отношения с членами своей команды.

В малых группах левых команд работают простые и результативные схемы труда, лишенные излишеств.

Склонные к упрощению деятельности и сворачиванию информации, левые команды отличаются избытком энергии и свободой ее выражения в командной работе.

Простота структуры левой организации и быстрота обработки информации делает ее гибкой и восприимчивой к изменениям внешней среды.

Недостатком такой простоты может быть определенный примитивизм структуры и деловых процессов, использование примитивных орудий и технологий труда, дающих иногда средний результат.

6.2. Свойства правых эволюционных типов и правых организаций.

Стили мышления правых типов как динамический (диалектико-алгоритмическое мышление), так и статический (причинно-следственное) тяготеют к сложности, подробности, доскональности, а поэтому требуют большего времени.

В поведении и решениях правые типы также относительно неторопливы, ориентированы на процесс, учет всех тонкостей ситуации (не путать с интроверсией).

Правые команды работают более плавно, последовательно и равномерно, расходуя энергию и ресурсы планомерно, избегая перегрузок и авралов, что более приемлемо в бизнес-процессах, требующих сложной организации и детального планирования (не путать с рациональностью).

Правые типы уживчивы на далекой дистанции и неуживчивы на близкой, поэтому тяготеют к работе в крупных группах и организациях, в которых поддерживается репутация и относительная мягкость на далекой дистанции с чужими и более жесткие неуживчивые отношения с членами своей команды.

Для больших организаций правого типа характерна сложность и иерархическая многоуровневость организационной структуры и рабочих процедур, масштабность бизнес-процессов, требующих усилий многих людей, дающих выдающиеся результаты от сложной работы коллективного разума.

Оборотной стороной правых организаций является то, что они часто страдают от излишней формализации и бюрократизации, перегруженности бумагами и информацией, которые порождают негибкость, запаздывание в реагировании на изменение внешней среды, сковывают творческую энергию людей, свободу самовыражения.

Неуживчивость людей в больших организациях часто приводит к обострению внутренней конкуренции, борьбы за власть и карьерное продвижение, к процветанию интриг, что подрывает эффективность командного труда и организации в целом.

6.3. Выводы.

В сложной системе взаимоотношений современного бизнеса есть место как и для большого бизнеса, в котором доминируют правые типы, так и для малого бизнеса, в котором уютнее чувствуют в себя представители левых типов. Для гигантов бизнеса характерна сложность и масштабность бизнес-процессов, но также неповоротливость и бюрократизация. Формулой поведения и выживания малого бизнеса является простота структуры, быстрая реакция на изменения ситуации, инновационность.

7. Особенности взаимодействия и сменяемости типов в командах правого типа.

Рассмотрим теоретическую модель сменяемости типов в правой команде в бизнесе и обществе на макроуровне, которая отражает специализацию ролей правых типов в команде и законы их сменяемости, в рамках прямого заказа и ревизии.

1. Искатель находит перспективные бизнес возможности, делает открытия и изобретения.

Посредник создает Искателю и другим членам команды комфортные условия труда и помогает с рекламой изобретений в неформальных контактах.

2. Наставник подхватывает перспективные и актуальные времени идеи и создают идеологию развития на базе открытой Искателем возможности, вдохновляют команду на деятельность ради великой цели. Инспектор занимается практической организацией деятельности, создает четкий рабочий механизм, иерархическую вертикальную структуру, которая отличается централизацией власти, планомерностью, монументальностью.

3. Критик замечает множество недостатков инспекторской системы (ее неповоротливость, формализм и бюрократизм, статичность) и готовит реформы, либерализацию, которую через политические интриги осуществляет Политик. В обществе внедряются новые более либеральные порядки, что приводит к перераспределению собственности, ранее сконцентрированной в одних руках, прохождению через кризис перестройки системы к ускорению деловой активности, экономическому росту.

4. Когда спекулятивные способы достижения прибыли исчерпывают себя и в обществе устанавливается плотная конкуренция во всех отраслях, Администратор начинает работать над увеличением производительности труда путем введения прогрессивных методов труда, обеспечивает развитие регионов. Гуманист сглаживает последствия социальных расслоений этикой любви и прощения. Организация и общество достигают стадии спокойной отлаженности.

5. Спокойная и отлаженная деятельность постепенно приходит в застой и затухает. Возникает необходимость в обновлении, новом пути развития. Такую поисковую проблему решает Искатель. История повторяется.

Таков жизненный цикл правых крупных организаций.

Механизм обратного заказа в команде правых эволюционных типов:

Социальная сущность обратного заказа — подражание заказчика способностям подзаказного, что обуславливает переход от ценностей и задач одной квадры к ценностям и задачам другой.

1. Искатель подражает Наставнику в его способности быть интеллектуальным лидером, идеологом больших групп людей. Посредник подражает организованности Инспектора, его требовательности и способности управлять людьми, поддерживать порядок и дисциплину.

2. Наставник подражает Политику, его дипломатическим способностям, таланту политических интриг, умению лавировать между противоборствующими сторонами, ловко уходить от удара. Инспектор подражает Критику, его осторожности, дальновидности, профессионализму, деловой сноровке, умению использовать события в свою пользу.

3. Политик подражает Администратору, его способности к высокопроизводительному труду, умению создавать комфортные условия для деятельности. Критик подражает Гуманисту, его способности поддерживать с людьми хорошие отношения, его творческим способностям, радости от бескорыстной помощи людям.

4. Администратор подражает Искателю, его изобретательским способностям, видению перспектив и инноваций, четкости изложения идей. Гуманист подражает Посреднику, его способности наслаждаться жизнью, испытывать тонкие эмоции, гибкости в отношениях с людьми.

8. Особенности взаимодействия и сменяемости типов в командах левого типа.

Рассмотрим теоретическую модель сменяемости типов в левой команде в бизнесе и обществе на микроуровне, которая отражает специализацию ролей левых типов в команде и законы их сменяемости в рамках прямого заказа и ревизии.

1. Советчик и Мастер как талантливые периферийные аристократы (Советчик талантлив в сфере коммуникаций с людьми, а Мастер в сфере технологий) эффективны на периферии, но слабо приспособлены к центру.

2. Предприниматель активируется Советчиком (заказный энергоимпульс) на внедрение технологических инноваций Мастера (ревизное понимание) и закручивает инновационный динамичный бизнес, врываясь в центр общества, а Хранитель делает это экспансивное развитие стабильным, отсекая непорядочных и ненадежных клиентов (ревизное понимание Советчика).

3. Инновационный этап бизнеса исчерпывает себя, натолкнувшись на появившихся конкурентов и неэффективность регулярного менеджмента Предпринимателя. Маршал, получив заказный импульс Предпринимателя побеждает конкурентов жесткими силовыми методами и реорганизует менеджмент, делая его эффективным. Лирик, получив заказный энергоимпульс от Хранителя, гармонизирует отношения внутри новой организации. Предприниматель симпатизирует пробивной и организаторской силе, деловой хватке Маршала и под ударами конкурентов вынужден уступить ему ключевую роль. Маршал получает от Предпринимателя заказный энергоимпульс и рычаги управления бизнесом.

4. Созданная Маршалом мощная структура — силовой (уже не инновационный) монополист, начинает страдать от некоторой разбросанности, авральности и недальновидности маршальского управления. Получив заказный импульс от Лирика, Аналитик внедряет системный анализ и стратегическое планирование, структурирование и системные инновации, выдвигает идеи создания принципиально новых продуктов. Энтузиаст, получив импульс Маршала, делает прорыв в сбыте, ориентируя маркетинг на людей, заботливо удовлетворяя нужды клиентов.

5. Системное структурирование и заботливость исчерпывают себя в условиях плотной конкуренции и перепроизводства. Нужны шлифовки качества продуктов и бизнестехнологий, создание макетов новых продуктов Мастера и гибкий подход к людям Советчика, его умение находить и убеждать платежеспособных клиентов. Макеты инновационных продуктов возбуждают интерес Предпринимателя, который находит инвестиции под его развитие и создает новый перспективный рынок. Маршал врывается в сверхприбыльный бизнес и стремиться его подмять под себя. История повторяется.

Таков жизненный цикл левых малых и средних организаций.

Механизм обратного заказа в команде левых инволюционных типов:

Социальная сущность обратного заказа — подражание заказчика способностям подзаказного, что обуславливает переход от ценностей и задач одной квадры к ценностям и задачам другой.

1. Энтузиаст подражает проницательности Советчика в оценке людей, гибкости в отношениях с ними и способности находить выход из сложных этических ситуаций. Аналитик подражает Мастеру, его профессиональному мастерству и умению беречь здоровье.

2. Маршал подражает Энтузиасту в умении доброжелательного общения с людьми, вере в успех, умению создавать уют и комфорт. Лирик подражает Аналитику, его ясному пониманию ситуаций, догадливости и изобретательности, видении альтернативных решений.

3. Предприниматель подражает Маршалу, его деловой хватке и способности к силовой конкуренции, созданию эффективных организационных структур и реорганизации неэффективных, его организаторскому таланту и умению выжать из дела максимум пользы. Хранитель подражает Лирику, его предусмотрительности, способности сглаживать конфликты, позитивному мироощущению.

4. Советчик подражает Предпринимателю, его деловитости, умению опережать время, темпу его дел, уверенности в успехе. Мастер подражает Хранителю в его умении отстаивать интересы своих близких, наличию твердого морального кодекса.

9. Особенности взаимодействия социотипов в командах смешанного типа.

Возможно ли объединение правых и левых типов и команд в рамках единой суперкоманды? Ответ на этот вопрос положительный.

При этом большие финансовые и человеческие ресурсы, высокосложные и масштабные бизнес-процессы соединяются с быстрыми и гибкими инновациями, а централизованное управление дополняется самоуправлением проектных групп и малых команд.

Существует несколько подходов к созданию смешанной команды из левых и правых типов.

Первый подход — обособленное взаимодействие команд правого и левого типа в рамках единой суперкоманды. Такой подход реализуется на практике в следующих формах:

а. сосуществование крупной правой организации и сети связанных с ней малых левых компаний-подрядчиков;

б. поглощением гигантами венчурных фирм-конкурентов вместе с их мозгами и технологиями;

в. создания внутри компаний обособленных подразделений, проектных групп, финансовых центров,

г. объединение группы малых компаний в единую ассоциацию или холдинг.

Второй подход — соединение правых и левых типов в одной суперкоманде. В такой команде взаимодействуют сообща люди 4 стилей мышления, сообща рассматривающих и решающих проблемы 4-мя разными способами, уделяется внимание как достижению быстрого результата, так и совершенствованию бизнес-процессов.

Такое соединение возможно в следующих формах:

а. на базе соционических установок на вид деятельности;

б. на базе темпераментных групп;

в. на базе полудуально-родственных клубов.

Создание мощной суперкоманды будущего возможно на основе детальной специализации типов как на уровне миссии типа в целом, так и на уровне тонких подтипных различий, определяющих подмиссии типов, более точное применение каждого члена команды, а также на правильном соединении правых и левых типов в единой организации как двух полушарий мозга.

Идеи создания суперэффективных и слаженных команд будущего разрабатываются В. В. Гуленко в школе социоанализа и гуманитарной соционики и отрабатываются на практике в процессе соционического консалтинга.

Список использованной литературы

  1. А. Августинавичуте, Соционика. Введение. С. -П. 1998.
  2. В. В. Гуленко «НА ВОЛНАХ СТАРЕНИЯ И ОБНОВЛЕНИЯ: Прогрессная ориентация в сочетании с юнговскими признаками», 7.01.1996, г. Киев.
  3. В. В. Гуленко, «Менеджмент слаженной команды. Соционика для руководителя». — Москва. 2005 г.