Версия для печати

Гуленко В. В. До и после Аушры. Судьбы соционики

В далёкие восьмидесятые, когда я включился в соционическое движение, никто совершенно не задумывался, к чему может привести это увлечение. Я был слегка наивным молодым преподавателем университета, верившим в силу разума, познающего сложные системы. Соционика отвечала моим ожиданиям практически целиком, а потому завоевала меня сразу и бесповоротно. В моих мыслях произошёл резкий перелом: это был момент истины.

Я не стану вспоминать о своих встречах и беседах с Аушрой в Вильнюсе, Полтаве или Киеве. Признаюсь сразу: мы не очень понимали друг друга. Её выводы по тем или иным темам или приложениям соционики не всегда казались мне последовательными и реалистичными. То же самое происходило и с её стороны. Только спустя год она откликнулась на тему квадральной динамики, которую я пытался донести до неё во время наших первых бесед. Не очень волновала её и важная для меня проблема внутритипных различий. Кроме того, я совсем не разделял её мистические идеи о «семантической вселенной», не принимал её привычку назначать и произвольно менять людям типы.

Так как я отнюдь не принадлежу к тому кругу лиц, которые глубоко погружаются в воспоминания и тонко дифференцируют эмоциональные оттенки, сразу скажу о конечном результате нашего общения. Главное ощущение, которое осталось у меня от Аушры как человека, — это исходящее от неё особое энергетическое поле, побуждающее к деятельности, поиску решений самых сложных проблем. А проблемы тогда только начинались.

1. Источники соционики

Созданная Аушрой соционика появилась не на пустом месте. Она возникла как мощный синтез четырёх уже существовавших тогда по отдельности составляющих, а именно:

  • типологии Юнга (психические функции и позиционирующая их модель),
  • теории Фрейда о сознательных и бессознательных инстанциях психики (триада «эго-суперэго-ид»),
  • учения об акцентуациях характера (Кречмер, Леонгард, Личко и др.),
  • идеи об информационном метаболизме А. Кемпински.

Конечно же, соционика рождалась как инсайт — интуитивное прозрение, а не как следствие спланированного эксперимента или целенаправленной работы профессионалов. Здесь мы имеем характерный случай, когда открытие делают люди из другой сферы, так как узким специалистам кажется, что это невозможно.

Четыре юнговские функции психики Аушра поделила на экстравертные и интровертные, увеличив их количество до восьми. Модель как схема расстановки функций из четырёхкомпонентной стала восьмикомпонентной. Сама типология соответственно расширилась до 16 типов.

Три фрейдовские психические инстанции превратились в функциональные блоки. Затем появился ещё один блок — Супер-ид. Действительно, если Эго как индивидуальное сознательное противостоит Ид — индивидуальному бессознательному, то что тогда противостоит Супер-эго (цензуре общества, коллективному сознательному)? Конечно же, Супер-ид, соответствующее коллективному бессознательному. Таким образом, троичная схема дополняется до завершённой четверичной.

В рамках психологии личности к семидесятым годам было накоплено много эмпирических обобщений, касающихся систематизации разнообразных индивидуальных отклонений от «усреднённой нормы», — психопатологий, нарушений характера, акцентуаций. Однако эти системы были разрознены, перекрывались между собой, имели немало «белых пятен» — незаполненных клеток. Адекватной теории не существовало.

Аушра предположила, что акцентуации есть не что иное, как экстремальное продолжение нормальных типов. Не всегда стыкующимся между собой эмпирическим данным тогдашних психологов она противопоставила единую чёткую систему типов. Причём охватывающую всех людей, а не только невротизированных, больных или подвергшихся особому влиянию. Циклоидные колебания, согласно соционике, объясняются иррациональным типом психики, а шизоидная узость восприятия — рациональным. Истерические формы неврозов проистекают из этико-экстравертного функционирования психики, а педантические — логико-интровертного. Такая объяснительная схема выглядела очень убедительно.

Идею информационного метаболизма Кемпинского Аушра использовала как оболочку для всей концепции. Дело в том, что когда соционика зарождалась (70-е годы), понятие «информация» было в центре внимания научной общественности. Как раз разворачивалась компьютерная революция, и информатика активно вторгалась во все области исследования. Кстати, к тому времени пошла в рост и когнитивная психология, ставившая своей задачей изучение информационно-познавательных процессов как основы психики. Появились обнадёживающие результаты по искусственному интеллекту. В своих работах Аушра, следуя духу времени, часто использует термины «тип информационного метаболизма» и «тип интеллекта» как синонимы. Хотя безоглядное сведение психики к одним информационным процессам я и считаю преувеличением, тем не менее, для того времени такой подход был, безусловно, продуктивным.

2. Нужные люди в нужных обстоятельствах

В начале пути Аушра не была одиночкой. В семидесятые годы она собрала вокруг себя кружок людей, которые послужили ей своеобразным полигоном для обкатки новаторских идей о структуре психики и динамике социальных групп. Под её руководством в креативной атмосфере мозгового штурма и родились основы науки, которой она дала имя соционика.

Ключевая категория соционики, если следовать Аушре, — это не социотип, как думают некоторые, а социон — саморазвивающаяся клетка общественного организма. В этой связи можно утверждать, что соционика является наукой о соционе. Под соционом следует понимать не столько систему типов, сколько механизм отношений. Нельзя считать соционику простым разделом психологии личности, та как она имеет свой особый предмет изучения.

Новая дисциплина остро нуждалась в соответствующей терминологии. Огромное достижение я усматриваю в том, что Аушре удалось всё богатство интересующих соционику социально-психологических явлений выразить небольшим числом ёмких понятий. По сути, был создан новый язык гуманитарных наук. Масштабы этого созидательного акта нам ещё предстоит оценить.

Особый вклад в становление соционики внёс Г. Рейнин — соратник Аушры, который выполнил роль её доброжелательного критика и корректора сырых идей. Помимо этого, он предложил математический аппарат для соционики, а также показал, что западные теории «личностных черт» (Р. Кеттел, Г. Айзенк, Е. Крепелин, Т. Лири и др.) подводят к соционической типологии «снизу» — со стороны эмпирических расчетов. Ядро мозгового штурма составила именно эта диада. После того, как она прекратила свою деятельность, стало понятно, что первый этап соционики — закладка краеугольного камня, закончился.

И всё же одного удачного сочетания людей мало. К концу прошлого века начал формироваться также социальный заказ на конструктивную теорию личности для такого общества, где человеческие ресурсы стоят дорого. Надвигалась «экономика знаний», которую в своё время предсказывал П. Друкер, и настоятельно требовала переоценки роли человека в производственных отношениях. Локальные и глобальные факторы чудесным образом совпали, и последовал пассионарный всплеск такой силы, что круги от него расходятся по постсоветскому пространству до сих пор.

С той поры новые школы соционики рождаются и живут наподобие гумилевских консорций — сообществ пассионарных личностей, связавших свою судьбу с новым делом. Нелегко им приходится. В большинстве случаев их не понимают родственники, с подозрением относятся сослуживцы. Их отвергают академические учёные. Но красота идеи всё ещё продолжает притягивать людей. Большая их часть оказывается просто любопытствующими или случайными попутчиками. Путём естественного отбора такие лица быстро отсеиваются. Остаются лишь те, кто верит в новую цель и чувствует свое призвание. Так готовится гуманитарная революция.

Ошибаются те, кто видят в соционике всего лишь логическую конструкцию, пусть даже полезную для решения некоторых психологических проблем. По-моему, мы имеем дело с новой картиной мира — мировоззрением человечества, входящего в эпоху четвёртой квадры, когда превалировать будут ценности гармоничных человеческих отношений. Эта эпоха наступит тогда, когда на земле будет преобладать умудрённое опытом население пожилого возраста, для которого важно стабильное психологическое качество жизни. Условное её начало можно отнести к концу 21 века. Тогда, по расчетам академика П. Капицы, автора теории демографического перехода, население Земли стабилизируется на отметке около 12 млрд. чел. Это повлечёт за собой такую перестройку общественного сознания, когда этико-гуманитарные императивы возобладают над прагматическими.

3. Между Западом и Востоком

Соционика родилась на стыке двух больших и старых цивилизаций — католической и православной. В ней перекрылись и срослись две противоречивых тенденции. С одной стороны, логическая католическая традиция, берущая своё начало, очевидно, от абстрактно-логических диспутов средневековых схоластов, привнесла в соционику чрезмерный схематизм и любовь к сложным теоретическим доказательствам. С другой стороны, влияние этической православной традиции, для которой свойственна интуитивно-эмоциональная вера в победу добра над злом и ожидание близкого чуда, способствовало появлению утопических проектов наподобие мифа об обретении счастья в дуальности.

Показательно, что Киев лежит на самой границе этих двух цивилизаций. Вспомним также, что родина соционики — Литва исторически довольно тесно связана с Украиной. В 14 веке Киевские земли даже входили в состав Великого княжества Литовского. Весьма оригинальные изобретения рождаются, порой, на ничейной территории, за обладание которой борются равносильные претенденты, находящие после почти полного истощения сил какой-то компромисс. История оставила нам целый ряд таких «уний», не особенно плодотворных в ментальном плане. И вот соционика, ещё одно хилое дитя стареющих родителей. Выживет ли оно?

Конуренция логической и этической парадигм в киевской соционике происходит намного активнее, чем где бы то ни было. Этическое крыло стремится сохранить свою идентичность, а логическое утвердить свой монополизм. Столкновение между ними время от времени высекает искры, разжигающие «костёр» идей. В результате должен выкристаллизоваться новый, более жизнеспособный сплав, хотя и значительной доли шлаков, по-видимому, не избежать. Но где и когда он будет востребован?

Размышляя над различием цивилизаций и их менталитетов, я пришёл к довольно неожиданному, но вполне определённому выводу: соционика вряд ли пойдёт от нас на Запад, причём особенно бесперспективны для неё протестантские страны. Исключением мог бы стать разве что католический юг Европы. Гораздо предпочтительнее для восприятия соционики выглядят страны Востока. И не только по той причине, что на Западе, в частности, в США уже есть свой вариант системы 16 типов. Причины противодействия гораздо серьёзнее и связаны они с глубинными ценностями.

3.1. Индивидуализм Запада и коллективизм Востока

Современный индивидуалистический Запад ориентирован на формальную структуру и прибыль. Для него не нужны устойчивые коллективы с приоритетом неформальных связей и тонким согласованием характеров. Все действия учтены и расписаны в инструкциях, только бери и выполняй. Если не нравится или не нашёл себя — уходи. А раз нет постоянных, цементирующих коллектив изнутри отношений, то теряет смысл и отражённое в типологии психологическое разделение труда. Источник развития социума, считают учёные западного склада, лежит в инвестициях и технологических инновациях, а не в сфере психологического влияния одних людей на других.

И, наоборот, стремление строить устойчивые системы отношений в коллективе целиком соответствует традициям коллективистского Востока. Китайское конфуцианство, например, учит, как правильно вести себя с родственниками, общиной, государством. Принцип пожизненного найма в Японии требует умения найти своё место на фирме. Человек восточного склада не может существовать без «подобающего места», из которого вытекает вся сложная механика его личных и общественных взаимоотношений.

Относительно недавний пример западного отношения к гуманитарным концепциям — судьба социометрии Морено. Социометрия была задумана её автором как мировоззрение, задача которого — гармонизовать формальную и неформальную структуру коллектива. И чем всё закончилось? Вся содержательно-гуманитарная часть теории была выброшена, и осталась простая арифметика и геометрия — подсчитывание индексов популярности да рисование схем.

3.2. Жажда перемен против неизменного типа

Западному деятельному менталитету чуждо само понятие типа, неизменного на протяжении всей жизни. Тип западные психологи понимают всего лишь как относительно устойчивый индивидуальный психологический профиль, то есть набор черт характера разной выраженности, представленный как гистограмма.

Тип ими устанавливается для того, чтобы, применив различные психотехники, поменять его на более выгодный. Характерный пример тому — американское НЛП, созданное для быстрого манипулирования психикой. Восточному же менталитету близка идея жить в соответствии со своим типом, не насилуя свою психологическую природу. Иными словами, если Запад активно меняет реальность под свои потребности и желания, то человек с восточным менталитетом предпочитает сохранять себя и свою группу вопреки давлению соблазнов и модных веяний.

В западном обществе всё подлежит изменению — предметы потребления, внешность, пол, характер. На Востоке такое поведение однозначно воспринимается как психологическая деградация. Западной экспансии Восток успешно противостоит при помощи известного приёма восточных единоборств — повернуть силу противника против него самого, уступить внешне для того, чтобы остаться собой внутренне. И это у него получается.

3.3. Запад не признаёт фундаментальную идею дуальности

Запад предпочитает монизм. Любой дуализм трактуется как раздвоенность, болезнь расщепления личности. Дуализм принято преодолевать. Среди двух начал одно должно стоять выше, другое ниже. Еще натурфилософы Древней Греции, заложившие основу европейской интеллектуальной традиции, спорили о едином подчиняющем начале, первопричине — «архе». Иначе разразится хаос, беспорядок, ан-архия (то есть отсутствует «архе»). Так того требовал и подхвативший древнегреческий опыт «законодательный разум» римлян.

Запад так и не решил психофизическую проблему о соотношении тела и психики. В западных концепциях господствует либо детерминизм одного начала (материального или идеального), либо их конкуренция за контроль над личностью. Гармоничной дуальности между ментальной и витальной частями человека не прослеживается.

Восток же осваивает дуальный принцип с глубокой древности. Вспомните религиозные дуалистические учения зороастризм, манихейство. Наиболее концентрировано восточный дуализм проявился в даосизме — в диалектике равноправных первоначал Инь и Ян.

Печальны также судьбы европейских дуалистических религий. В средние века они пришли в Европу с Востока и были уничтожены в ходе религиозных войн. Как поучительный пример предстаёт перед нами участь катаризма — дуалистического ответвления христианства. Его приверженцы верили в двух равных по силам создателей, один из которых сотворил мир духовный, а другой — мир материальный. В первой половине 13 века учение катаров (альбигойцев), распространённое на юге Франции, было жестоко подавлено четырьмя Крестовыми походами.

3.4. Восток — дело тонкое

На фоне утончённых восточных концепций Запад со своей формальной логикой выглядит довольно грубо и механистично. Современные западные бизнес-типологии, которые то и дело проникают к нам под видом «последнего слова научной мысли», предельно упрощены, насчитывают всего 4—5 типов. Естественно, ведущие семинаров, преподающих эти, надо сказать, красиво «упакованные» продукты, прежде всего упирают на то, как их немедленно использовать с целью получить наибольшую прибыль.

«Логические» соционики, до сих пор верящие, что «запад нам поможет», остановились на 16 типах. Казалось бы, прогресс. Но в дальнейшие тонкости они вникать не хотят, подтипы либо вообще не признают, либо помещают их за пределы соционики. Пойдёт и так? Я этой точки зрения не разделяю. В настоящее время гуманитарная соционика, умеющая различать в типе четыре контрастных подтипа, работает на глубине 64 варианта психики, что равно размерности китайской И-Цзин — Книги перемен.

Складывается впечатление, что Запад не станет себя утруждать восприятием глубоких многоуровневых концепций. Возможно потому, что за целостный подход отвечает правое полушарие головного мозга, которое в техногенной цивилизации негласно считается менее развитым, более примитивным, чем левое. Однако трудно отрицать тот факт, что как Юнг, так и сама Аушра были скорее учёными восточного типа — некими духовным гуру, а не лабораторно-компьютерными специалистами.

Это вовсе не плохо. Ни для кого не секрет, что Запад приближается к своему историческому концу. В ближайшие десятилетия нас ожидает существенное изменение этнического состава евроатлантической цивилизации в пользу чуждых ей народов вследствие низкой рождаемости среди коренного населения и массовой миграции из бедных стран. Подобно Западной римской империи, её историческая преемница подвергнется нашествию современных «варваров» и, потрясённая в своих основах, прекратит дальнейшее существование. Мировой цивилизационный центр неотвратимо перемещается в сторону Юго-Восточной Азии. Солнце встаёт на Востоке.

4. Сценарии соционического движения

Соционическое движение сейчас на распутье. Приближается, как говорят синергетики, точка бифуркации, когда даже незначительное воздействие может коренным образом повлиять на выбор одного из альтернативных путей развития. Какие же это альтернативы?

Первая альтернатива: соционика как централизованная иерархия

Предполагает, что побеждает одна школа, которая диктует свои условия остальным. Другие школы либо подчиняются в той или иной мере диктату центра, либо изгоняются из официального соционического движения. Раздробленность, наконец, прекратится, воцарится порядок. Понятно, какой ценой. На западный манер оформится официальная власть и критикующая её оппозиция. Начнётся бесконечное «перетягивание каната», выяснение, кто настоящий соционик, а кто нет. Единство будет утрачено навсегда.

Этот сценарий напоминает судьбу психоанализа. Фрейд жёстко пресекал любые попытки иной интерпретации движущих сил психики, хоть в чём-то противоречащей его мнению. В результате получилось закрытое авторитарное образование, само себя контролирующее, само себе присуждающее научные степени, и стоящее особняком от магистрального пути развития наук о человеке.

Вторая альтернатива: соционика как саморегулирующаяся сеть

Со временем формируется несколько, от трёх-четырёх до семи-восьми узлов сети — авторитетных соционических школ, специализированных по направлениям соционической деятельности (теоретики, экспериментаторы, популяризаторы и т. д.) и объединённых кооперативными связями. Вместо отношений подчинённости складываются отношения долговременного партнёрства. Возникает своеобразный «соционический социон» — стойкая система коэволюции (согласованного развития) дополняющих друг друга соционических школ, каждая из которых сохраняет своё историческое «лицо».

Через какое-то время они собираются на конгресс и договариваются о трактовке основных понятий соционики и унификации терминологии (в первую очередь это касается названий типов). Работа по согласованию проходит приблизительно так, как это сделали астрономы на 26-й Ассамблее Международного астрономического союза в Праге в августе 2006 года. Им удалось договориться о критериях, что считать планетой, а что — планетоидом. Это разграничение напоминает проблему «тип — подтип» в соционике, по которой давно нет единства. Думаю, что наличие общей цели и отсутствие внутренней конкуренции поможет соционическим деятелям урегулировать этот сложный вопрос.

Каким из этих двух путей пойдёт соционика, я не знаю. Но приложу все свои усилия для того, чтобы утвердился второй, согласованный путь. Для того чтобы встать на этот путь, нужно осознать собственные генетические тенденции отдельных школ и всемерно способствовать их раскрытию. Искусственное навязывание каких-либо порядков, пусть даже самых справедливых, давая временный прогресс, в итоге оборачивается гораздо большими потерями. Соционическая общественность не должна допустить монополизации наследия Аушры, а ведущие школы отказаться от войны за передел соционического пространства. Наша цель — насыщенная информацией мирная энергия, завоёвывающая сердца и умы неравнодушных людей.

Литература:

  1. Аугустинавичюте А. Соционика. — М.: «АСТ», СПб.: Terra Fantastica, 1998.
  2. Юнг К. Психологические типы. — СПб.: «Ювента», М.: «Прогресс — Универс», 1995.
  3. Леонгард К. Акцентуированные личности. — К.: «Выща школа», 1989.
  4. Рейнин Г. Соционика: Типология. Малые группы. — Спб.: «Образование — Культура», 2005.
  5. Букалов А. В. Соционика: гуманитарные, социальные, политические и информационные интеллектуальные технологии XXI века. // СМиПЛ, № 1, 2002.
  6. Роузен Д. Дао Юнга. — К.: «София», 1997.
  7. Солсо Р. П. Когнитивная психология. — М.: Тривола, 1996.
  8. Капица П. Л. Сколько людей жило, живёт и будет жить на Земле: очерк теории роста человечества. — М.: 1999.
  9. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. — М.: «Издательство АСТ», 2003.
  10. Овчинников В. В. Сакура и дуб: Впечатления и размышления о японцах и англичанах. — М.: Сов. Россия, 1983.
  11. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. «Вильямс», 2004.
  12. Гуленко В. В. Ортодоксальная тенденция в соционике. — Киев, 2004.