Версия для печати

Сандомирский М. Е., Гуленко В. В. Соционическая модель личности и возможности её применения в психотерапии

Соционическая модель личности и возможности её применения в психотерапии

М. Е. Сандомирский, В. В. Гуленко
Впервые опубликовано в сб.: Этюды о новой психотерапии. — Минск: МАПН, 1995- 192 с. — С. 95 – 105

Одним из интенсивно развиваемых в последнее время направлений практической психологии является соционика – типология личности и межличностных отношений, находящая применение в педагогике, управленческом консультировании, моделировании психических процессов, а также в психотерапии. Основой соционики является метод психологического типирования, основанный на оригинальном формализованном подходе к описанию структуры личности.

Цель данной работы – представить основные сведения о соционической модели личности, показать её преемственность и совместимость с психотерапевтическими подходами, в частности, нейролингвистическим программированием (НЛП).

Основой соционической типологии послужила психологическая классификация К. Г. Юнга, предложенная им в работе «Психологические типы» (1922). Юнг различал 8 независимых типов личности, которые получались в результате сочетания 4-х эмпирически открытых им признаков классификации, представляющих отдельные функции психики (мышление, эмоции, ощущения и интуиция) с экстравертной или интровертной установкой сознания. В конце 50-х гг. в США был разработан тест MBTI, который увеличил количество типов до 16-ти за счёт введения второй функции психики, уравновешивающей основную. В конце 70-х гг. данная типология была дополнена теорией интертипных отношений и восьмикомпонентной моделью психики (А.Аугустинавичюте), при этом названия некоторых функций были изменены по сравнению с «юнговскими» (табл. 1).

Табл. 1. Соционический базис психологических типов.

Соционические признаки (функции)

Юнг Аугустинавичюте
Мыслительная Логика
Эмоциональная Этика
Ощущающая Сенсорика
Интуитивная Интуиция

Дадим краткое определение перечисленных соционических функций:

логика – ориентация на объективные закономерности окружающего мира; этика – ориентация на субъективный мир межличностных взаимосвязей;

сенсорика – восприятие предметного мира «здесь и сейчас»; интуиция – восприятие отвлеченных идей и образов;

экстраверсия – расширительная тенденция в социуме, или «развитие вширь»; интроверсия – тенденция на освоение и совершенствование имеющегося, или «развитие вглубь».

Дополнительной характеристикой типа служит рациональность/иррациональность. Тип может являться рациональным или иррациональным в зависимости от устойчивости психической активности (рациональный тип – устойчивый, способный долго работать в неизменном режиме, реализующий жесткую стратегию поведения; иррациональный – изменчиво-колебательный, нуждающийся в постоянной смене видов деятельности, реализующий гибкую поведенческую стратегию). На основе сочетания перечисленных базисных признаков, или функций, образуется 16 соционических психологических типов (социотипов), носящих условные наименования, обозначающие их роли в социуме (табл. 2), а также снабженных (для удобства обучения) «псевдонимами», данными им по именам принадлежавших к данному типу исторических личностей или литературных героев.

Табл. 2. Соционические типы личности.

 

1.

Логический, интуитивный, экстравертный, иррационал

Изобретатель

Дон-Кихот

 

2.

Этический, сенсорный, интровертный, иррационал

Посредник

Дюма

 

3.

Этический, сенсорный, экстравертный, рационал

Энтузиаст

Гюго

 

4.

Логический, интуитивный, интровертный, рациональный

Аналитик

Робеспьер

 

5.

Этический, интуитивный, экстравертный, рационал

Наставник

Гамлет

 

6.

Логический, сенсорный, интровертный, рациональный

Инспектор

Максим Горький

 

7.

Логический, сенсорный, экстравертный, иррациональный

Маршал

Жуков

 

8.

Этический, интутивный, интровертный, иррациональный

Лирик

Есенин

 

9.

Этический, сенсорный, экстравертный, иррациональный,

Политик

Наполеон

 

10.

Логический, интуитивный, интровертный, иррациональный

Критик

Бальзак

 

11.

Логический, интуитивный, экстравертный, рациональный

Предприниматель

Джек Лондон

 

12.

Этический, сенсорный, интровертный, рациональный

Хранитель

Драйзер

 

13.

Логический, сенсорный, экстравертный, рациональный

Администратор

Штирлиц

 

14.

Этический, интуитивный, интровертный, рациональный

Гуманист

Достоевский

 

15.

Этический, интуитивный, экстравертный, иррациональный

Советчик

Гексли

 

16.

Логический, сенсорный, интровертный, иррационал

Мастер

Габен

Что же является физиологической основой приведенной классификации психологических типов? Соционические типы различаются между собой в первую очередь индивидуальной «технологией», индивидуальным способом физиологического обеспечения ряда психических процессов, протекающих на «высших этажах» церебральной организации – переработки информации об окружающей обстановке, прогнозирования ситуации и принятия решения. При этом для каждого типа может быть характерна определённая последовательность «включения» на кортикальном уровне различных зон – аналогично т.н. «внутренней стратегии» в НЛП, или, как её определяет Л.Кэмерон-Бэндлер [9], последовательности и взаимодействию внутренних процессов, внутренних систем (имея в виду системы кинестетической, аудиальной и визуальной репрезентации). При этом необходимо учитывать различную роль левого и правого полушарий, т.к. по мнению А.Аугустинавичюте, признаки экстраверсии/ интроверсии, рациональности/ иррациональности связаны с функциональной асимметрией полушарий.

Ранее нами уже отмечалась связь стратегий НЛП, определяемых, в частности, с помощью соответствующих глазодвигательных ключей доступа, с определёнными кортикальными зонами (М.Е.Сандомирский, 1994 [10]).Подобным же образом, можно условно представить полушарную, или кортикальную локализацию соционических функций, с учётом функциональной асимметрии полушарий [11].

C учетом динамической асимметрии полушарий, это создает следующую систему приоритетов соционических функций, или уровней их активности: (1) «активная» функция доминирующего полушария – (2) «активная» функци контралатерального полушария – (3) «пассивная» функция доминирующего полушария – (4) «пассивная» функция контралатерального полушария. В соционической модели личности данная иерархия функций соответствует четырем т.н. «информационным каналам».

На основе вышеперечисленных 4-х «юнговских» функций, дополненных характеристикой статичности/динамичности, в соционической модели личности выделяется 8 психологических функций (каждая из «юнговских» функций разбивается на две).

Табл. 4. Восьмикомпонентный базис соционических функций.

Функция Динамическая Статическая
Логика Деловая (P) Структурная (L)
Интуиция Времени (T) Возможностей (I)
Сенсорика Ощущений (S) Волевая (F)
Этика Эмоций (E) Отношений ®

При этом функции дополнительно различаются по признаку «знака» (В.В.Гуленко [4]). Убывающей функции приписывается знак «-», а возрастающей – знак «+». Эта характеристика по сравнению с динамикой/статикой является более долговременной. «Знаковость» также связана с межполушарной асимметрией: «участие» в реализации функции, или временное подключение к ней левого полушария придает функции знак «-», соответственно правого – знак «+». «Знаковость» имеет особое значение для второго канала соционической модели личности (см. далее), придавая внутренним ментальным процессам соответствующую эмоциональную окраску (левополушарная тенденция к эйфории – «левое» кольцо типов, правополушарная тенденция к депрессии – «правое» кольцо типов). Восприятие мира по «левому» кольцу протекает в целом от «-» к «+» (в однородной группе, составленной из подобных индивидов, эмоциональный фон возрастает), по «правому» кольцу – наоборот (в группе данных индивидов эмоциональный фон в целом снижается).

Проводя параллели между соционической типологией и подходом, применяемым в НЛП, с точки зрения предпочитаемых репрезентативных систем, необходимо упомянуть, что по некоторым данным (Филатова [13]), для рациональных типов характерно предпочтение аудиальной, в меньшей степени визуальной репрезентативной системы; для иррациональных типов – предпочтение кинестетической и визуальной репрезентативной системы.

По нашему мнению, в основном это относится к статическим функциям; сенсорика ощущений связана с сомато- и висцеросенсорной афферентацией (в НЛП с ней связан определённый ключ доступа – движение глаз вправо вниз), этика отношений – с аудиальной системой (в НЛП она соответствует т.н. «внутреннему диалогу», ключ доступа – вправо вниз).

По данным В. В. Гуленко, для рациональных типов характерно использование для приема информации – аудиальной системы, для её обработки – визуальной репрезентативной системы; для иррациональных типов, наоборот, характерно использование для приема информации визуальной системы, для обработки – аудиальной репрезентативной системы. При использовании глазных ключей доступа диагностика более доступна у интровертов, так как ментальные процессы у них в целом протекают медленнее, чем у экстравертов, с более глубокой переработкой информации.

Итак, рассмотрев 4 первичных соционических функции (базис Юнга), набор из 8-ми соционических функций с учётом критерия статики/динамики, а также производные от них 16 психологических типов, можно перейти к более углубленному обсуждению соционической модели личности в целом. Согласно А. Аугустинавичюте, эта модель (по автору, именуемая моделью «А») представляется в виде 4-х уже упоминавшихся «каналов связи», или каналов обработки информации:

1-й канал (акцептный) – канал «оперативного реагирования» на окружающую обстановку, «планирующий» будущие действия;

2-й канал (творческий) – «исполнительный», реализующий намеченную программу действий на практике;

3-й канал (адаптивный) – наиболее психологически уязвимый, с ним связаны чувствительность к критике, обидчивость («точка наименьшего сопротивления»);

4-й канал (суггестивный) – подсознательный.

Связан с процессами запоминания информации. Указанные 4 канала замыкаются в кольцо, направление «движения» в котором, т.е. очередность включения соответствующих функций, прямо противоположно при приеме информации (последовательность 1-2-3-4) и при выдаче информации (последовательность 4-3-2-1). Прибегая к наглядной аналогии, можно рассматривать их как системы «ввода» и «вывода» информации в ЭВМ, по S. Heller [14].

Соответственно стратегию обработки информации можно представить в виде двух «колец» – дистантной и непосредственной коммуникации, в каждом из которых находятся по 4 функции, представляющих полный соционический базис – логика, интуиция, этика, сенсорика; при этом практически стратегия определяется первыми двумя («сильными») функциями, порядок двух последующих однозначно определяется «по смежности», исходя из их принадлежности к противоположному полушарию (1-я и 3-я, 2-я и 4-я функции принадлежат к одному полушарию). Последовательность этих четырёх функций, определяющая очередность их «включения» в процессе переработки информации, без учета характеристики «динамика/статика», одинакова в обоих кольцах. Например, если стратегия типа «Изобретатель» в «дистантном» кольце выглядит как «И-Л-С-Э» (передние отделы правого полушария- передние отделы левого полушария – задние отделы правого полушария – задние отделы левого полушария), то аналогичной будет и конфигурация «подсознательного» кольца. Необходимо однако учесть, что динамические (д) и статические © функции в каждом кольце попарно чередуются (две статические – две динамические, или наоборот: ддсс/ссдд). Очевидно, чисто физиологически из двух «однополушарных» функций лишь одна может быть динамической (подробнее этот вопрос рассмотрен в [11]). Так же и между кольцами (если «дистантная» функция статична, то соответствующая функци «ближнего действия» динамична, и наоборот).

Т.обр., мы приходим к следующему физиологическому обоснованию типологической номенклатуры [11].

Если функция в первом канале принадлежит левому полушарию (Л или Э) – тип является рациональным; если же правому (И или С) – иррациональным.

При этом, если первая из двух динамичных функций принадлежит «родному» полушарию (у иррациональных типов – правому, у рациональных – левому), то тип является экстравертным, и наоборот.

Иначе говоря, если функция в первом, ведущем при приеме информации канале и во втором, ведущем при выдаче информации, являются динамическими, то у рациональных социотипов присутствует экстраверсия (конфигурация дистантного кольца: д-д-с-с, «ближнего» кольца: с-с-д-д); если же статическими – интроверсия (конфигурация дистантного кольца: с-с-д-д, «ближнего» кольца: д-д-с-с). У иррациональных социотипов закономерность обратная.

С учетом приведенных выше закономерностей, можно наглядно показать принципы формирования соционической типологии. Для перечисленных 8-ми функций, согласно законам комбинаторики, всего возможно 16 сочетаний по 4, которые и составляют 16 соционических типов личности (табл. 5; показана конфигурация только «дистантного» кольца).

Табл. 5. Внутренняя структура соционических типов личности.

(таблица не приводится)

Пояснения к таблице.

В номенклатуре типов применены следующие обозначения: Первые два символа: Л – логика; С – сенсорика; И – интуиция; Э – этика. Последний символ: Э – экстраверт; И – интроверт. При этом у иррациональных типов на первом месте в номенклатуре стоит иррациональная функция (И или С), у рациональных – соответственно функции Л или Э. В описании стратегий применены следующие обозначения: Лд, Ид, Сд, Эд – динамические функции (соответственно логика, интуиция, сенсорика и этика); Лс, Ис, Сс, Эс – статические функции.

Как показано в таблице 5, социотипы образуют группы по 4 – т.н. квадры (А.Аугустинавичюте), являющиеся оптимальными с точки зрения общения между представителями различных социотипов. В квадрах типы объединяются сходными и взаимодополняющими стратегиями, включающими одинаковые функции (две статических и две динамических), включающихся в разной последовательности. Внутри квадр соседние типы (с четным и нечётным номерами) объединяются в пары (например, «Маршал» – «Лирик») с прямо противоположными «зеркальными» стратегиями, идеально дополняющими друг друга (дуальные отношения). В соционической модели рассматриваются также другие варианты отношений между различными социотипами (всего 16), включая конфликтные, что делает соционический анализ удобным практическим инструментом исследования отношений в малых группах. Подобный подход можно использовать, в частности, при формировании групп для проведения групповой психотерапии. Учет соционических типов может быть использован также в диагностике пограничных нервно-психических расстройств. В частности, для каждого социотипа показаны вероятные варианты развития акцентуаций характера (табл. 5, по данным Е. С. Филатовой [13]). Известно также, что рациональные типы хуже переносят длительные стрессовые нагрузки в силу инертности их нервной системы, неумения «отключиться» от волнующей проблемы. В процессе психотерапевтической работы с пациентами этих типов отмечаются трудности в освоении ими навыков релаксации.

Насколько человек привязан к своему социотипу, ограничен его жесткими рамками? Психика человека не является жесткой застывшей схемой. Динамический аспект соционики трактует социотип как процесс колебания между природным типом и ролевыми проявлениями личности, которые также могут быть описаны с помощью соционической типологии. Но кроме этого, в типе заложены 4 модели поведения, которые зависят от коммуникативной дистанции: в производственной обстановке – длинная дистанция, в кругу близкого общения – короткая дистанция (соответственно дистантному и ближнему кольцам восьмикомпонентной модели). Как правило, человек осваивает одну из возможных моделей поведения, обычно модель N 1 (см. схему). Если он осваивает 2 и более модели, то в социуме воспринимается как одаренная личность. Возможно освоение индивидом всех 4-х ролевых моделей, а с учётом возможности произвольного «переключения» знака функции – восьми ролей.

В сущности, смысл психотерапевтической работы состоит в том, чтобы помочь пациенту, «застрявшему» в одной из ролевых моделей, не обеспечивающей адекватной адаптации в социуме, освоить более оптимальные роли. Подобные представления о ролевом множестве, или многомерности личности, о возможности многофункционального режима психологической адаптации, тесно смыкается с принятым в современной психотерапии т.н. «матричным» подходом к описанию структуры личности: Ребенок-Взрослый-Родитель в трансактном анализе Э. Берна [2], субличности в психосинтезе Р. Ассаджиоли [1], «внутренние части» в НЛП [7], модель личности по Г. И. Гурджиеву [12], «подавленные целостности» по В. Козлову [8]. Необходимо также подчеркнуть связь ролевых функций со стратегиями в НЛП.

Таким образом, соционическая модель личности тесно смыкается с эмпирическими моделями, применяемыми в психотерапии, существенно их уточняя и дополняя. Тем самым применение соционического типологического подхода обогащает арсенал психокоррекционных методик.

Литература

  1. Р. Ассаджиоли. Психосинтез: теория и практика. — М.:REFL-book", 1994. — 314 с.
  2. Э. Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.
  3. А. Г. Букалов, А. Г. Бойко. Соционика: тайна человеческих отношений и биоэнергетика. – К.: «Соборна Украiна», 1992. – 80 с.
  4. В. В. Гуленко. Знаки соционических функций. – «16», N 2, 1990.
  5. В. В. Гуленко, А.В.Молодцов. Соционика для руководителя. — Киев: Изд. Всес. заочн. университета управления персоналом, 1991.
  6. Д. Гриндер, Р. Бэндлер. Из лягушек в принцы. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993. – 208 с.
  7. В. Козлов. Понятие о внутренней неоднородности бессознательного. — В сб.: Сознание и дыхание. – М., 1993. – С. 50 – 57.
  8. Л. Кэмерон-Бэндлер. С тех пор они жили счастливо: простая и эффективная психотерапия сексуальных проблем и трудностей во взаимоотношениях. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993. – 256 с. – С. 76 – 81.
  9. М. Е. Сандомирский. Глаза как зеркало вытесненных комплексов. – В сб.: Свободное дыхание. Первые пять лет. – М.: 1994 – 184 с. – С. 81 – 95.
  10. М. Е. Сандомирский. Ментальные стратегии, психологические типы и измененные состояния сознания. // Из Хаоса в Космос. – М.: 1995. – С. 50-65.
  11. П. Д. Успенский. Четвертый путь. В 2-х кн. – М: Либрис, 1995.
  12. Е. С. Филатова. Соционика для Вас. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994. – 283 с.
  13. S. Heller, T. L. Steele. Monsters And Magical Stick. There Is No Such Thing As Hypnosis? – Falcon Press, Phoenix, 1987. Pp. 152.